Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Финансовая система ИГИЛ: выводы и цифры

© Фото : Илья ПлехановОбозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Обозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В октябре был опубликован доклад Комитета по обеспечению внутренней безопасности при Конгрессе США. В течение десяти месяцев собиралась информация о том, как именно финансируется ИГИЛ. Документ интересен и своими общими выводами о финансировании террористических организаций, и конкретными цифрами, позволяющими оценить масштаб средств, которыми оперируют террористы.

В октябре был опубликован доклад Комитета по обеспечению внутренней безопасности при Конгрессе США. Комитет в течение десяти месяцев собирал информацию о том, как именно финансируется ИГИЛ. Доклад был представлен еще до начала наступления на Мосул, но представляет интерес как своими общими выводами о финансировании крупных террористических организаций, так и конкретными цифрами, позволяющими оценить масштаб средств, которыми оперируют террористы, тем более, что мало кто ожидает прекращения деятельности ИГИЛ даже после падения Мосула и Ракки.


Комитет пришел к следующим основным четырнадцати выводам:

1. У правительства США нет четко выработанной национальной стратегии противодействия ИГИЛ и тактике по сбору средств похожими террористическими группами.

2. Несмотря на недавние неудачи в Ираке и Сирии, быстрое глобальное расширение ИГИЛ и разнообразие источников доходов не позволяют правительству США успешно перекрывать финансовые потоки группировки.

3. Администрация Обамы ослабила позицию США по отказу от выплат выкупа террористам, которые похищают граждан США. Также США не приняли действенных мер для сдерживания иностранных правительств от выплаты выкупов ИГИЛ и другим террористическим группам.

4. Правительству США не хватает ясности понимания, в каком масштабе ИГИЛ использует онлайн-платформы для сбора средств.

5. Правительству США не удалось разработать комплексный государственный подход, чтобы помочь иностранным партнерам в борьбе с финансированием терроризма.

6. Усилия зарубежных партнеров в борьбе с трансграничной контрабандой не были достаточными.

7.
Немногие страны имеют эффективные подразделения финансовой разведки, чтобы перекрыть финансовые потоки ИГИЛ.

8. ИГИЛ смогло успешно противостоять целенаправленным финансовым санкциям, поскольку лишь немногие страны обеспечивают их реальное соблюдение.

9. Многие страны и их правоохранительные структуры делятся финансовой информацией друг с другом бессистемно и частично, что позволяет террористам находить лазейки для проведения своих финансовых операций.

10. Правоохранительные органы не считают достаточно важным отслеживание черного рынка сбыта культурных артефактов и предметов старины, которые стали существенным источником дохода террористов.

11. У Правительства США нет стандартизированной системы внутреннего контроля по предотвращению использования террористами благотворительных организаций, неправительственных организаций, некоммерческих организаций и гуманитарных групп для своего финансирования.

12. Недостатки в надзоре за брокерами финансово-расчетной системы хавала затрудняют усилия по выявлению финансистов ИГИЛ и не позволяют привлекать финансовые учреждения к ответственности.

13. ИГИЛ научилось адаптироваться к неудачам на поле боя и в состоянии создавать новые источники доходов.

14. ИГИЛ продолжает получать финансовую помощь от своих сторонников из стран Персидского залива.

Теперь о цифрах и фактах, которые фигурируют в докладе Комитета:

· 34 радикальных исламистских группировки присягнули на верность ИГИЛ;

· выходцы из 120 стран сражаются на стороне ИГИЛ;

· доход ИГИЛ в 2015 году составил один миллиард долларов;

· 500 миллионов долларов в 2015 году ИГИЛ получило от продажи нефти

· ИГИЛ держится на 7 главных источниках дохода: 1) торговля нефтью и газом 2) торговля товарами (зерно, удобрения, цемент, соль и т.п.) на черном рынке 3) торговля антикварными ценностями 4) вымогательство, грабеж и налоги 5) похищение людей ради выкупа 6) помощь от сторонников из стран Персидского залива 7) новые методы (криминальная деятельность в странах Запада, краудфандинг, пожертвования благотворительных исламских фондов и онлайн-пожертвования);

· на начало 2016 года на ИГИЛ приходилось до 50% добычи нефти в Сирии и до 10% в Ираке, под контролем ИГИЛ было до 300 нефтяных скважин;

· в день ИГИЛ добывало до 80-120 тысяч баррелей и зарабатывало от 2 до 4 миллионов долларов;

· 125 кураторов ИГИЛ контролировали работу 1600 нефтяников;

· контрабандную нефть ИГИЛ поставляло не только в Турцию, но и клиентам в Европе, а через сирийско-турецкую границу ИГИЛ были даже проложены самодельные нефтепроводы из пластиковых труб;

· ИГИЛ контролировало жизнь 400 тысяч крестьян в Ираке и зарабатывало на торговле пшеницей и ячменем до 200 миллионов долларов в год;

· за транзит грузов через свою территорию ИГИЛ брало до 25% товара;

· ИГИЛ зарабатывало до 100 миллионов долларов в год на торговле антикварными ценностями, которые потом всплывали на торгах в Лондоне и Нью-Йорке;

· ИГИЛ не занималось раскопками самостоятельно, но выдавало лицензии «профессиональным черным археологам», облагая их налогом на найденные ценности (20% — в Алеппо, 50% — в Ракке);

· 360 миллионов долларов в год ИГИЛ получало от налогов на местное население;

· официальный Багдад еще в течение года после захвата Мосула ИГИЛ продолжал платить государственным служащим на захваченных территориях зарплаты и пенсии, 50% от которых ИГИЛ забирало себе;

· в 2014 году ИГИЛ заработало до 45 миллионов долларов на выкупах заложников, несмотря на политику отказа от выплат выкупов террористам, ряд европейских стран без лишнего шума заключали сделки для спасения своих граждан;

· в июне Белый дом заявил, что больше не будет преследовать семьи американцев, которые ведут переговоры с террористами о выплате выкупа за похищенных близких, что ИГИЛ объявило своей победой;

· Джеймс Ставридис, бывший командующий силами НАТО и США в Европе, заявил еще в 2014 году, что деньги от пожертвований из стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар и Кувейт — в первую очередь) стали «посевным фондом» и помогли ИГИЛ встать на ноги.

С ходом кампании по захвату Мосула и Ракки и потерей ИГИЛ территории и ряда источников дохода (нефть, газ, зерно, налоги на население) ожидается, что финансирование группировки активизируется через онлайн-платформы, пожертвования и рост криминальной деятельности непосредственно в странах Запада. Комитет призывает учесть уникальный разносторонний и масштабный опыт финансирования ИГИЛ и принять меры для борьбы с подобными явлениями в будущем.