Андрей Назаров, сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», в эксклюзивном интервью Free West Media — об огромных бизнес-возможностях российского полуострова Крым.
— Free West Media: Многие европейские парламентарии посетили Ялтинский международный экономический форум — 2017, несмотря на официальное предписание Евросоюза «не выезжать» в «оккупированный» Крым. Считаете ли Вы успехом тот факт, что все больше европейцев не следуют указаниям Брюсселя?
— Андрей Назаров: Безусловно, есть все основания видеть позитивную динамику в этих вопросах — форум стал настоящим прорывом в отношениях России с иностранными государствами. C каждым годом у нас становится все больше союзников за рубежом, которые приезжают в Крым и рассказывают впоследствии у себя в странах о реальном положении дел. И это не может не радовать.
Ведь нужно помнить, что инвестиции в Крым — это сотрудничество и инвестиции в Россию, что открывает огромные перспективы для бизнесменов.
«Налаживать мосты» с полуостровом в этом году, несмотря на непростую политическую обстановку — санкционную блокаду и давление — прибыли ведущие политики и представители крупного бизнеса (более 200 делегатов) из 46 стран мира. В частности, из Италии, Австрии, Германии, Франции, Румынии, Кипра, Греции, Чехии, Ирландии, Швейцарии, Турции, Китая, Японии, Вьетнама и других стран.
Нужно отметить, что значимость и вес в политических и деловых кругах тех делегатов, которые приезжают на Ялтинский форум, растут с каждым годом. Расширяется и их представительство. Кроме предпринимателей и инвесторов, которые хотят развивать свой бизнес в Крыму, на форум приезжают депутаты Европейского парламента, члены национальных парламентов и региональных советов, представители крупных политических партий, исполнительной власти, муниципалитетов, занимающие, в основном, руководящие позиции.
Крым — неотъемлемая часть России, и крымчане избрали свою судьбу на демократическом народном референдуме в 2014 году. Повышение интереса иностранцев к ЯМЭФ говорит о том, что они разделяют позицию жителей полуострова, и что далеко не все в Европе согласны с политикой Брюсселя. Предприниматели не хотят и не должны нести убытки в угоду чьим-то интересам. Бизнес должен развиваться и зарабатывать, искать новые площадки для сотрудничества, рынки сбыта своей продукции. По сути, иностранные участники Ялтинского форума выступают за прекращение санкционного режима и, по всей видимости, приближают его конец.
— Отношения между Европой и Россией напряжены из-за санкционного режима. Особенно от этого пострадали бизнес-отношения с Крымом. Как ЯМЭФ может помочь наладить эти отношения?
— Ущерб от санкционной политики причинен не только России и Крыму. Страны-члены ЕС, по предварительным подсчетам, недополучают в бюджет порядка 60 млрд евро. Европа потеряла около 400 тысяч рабочих мест, а объем производства снизился на 17,5 млрд евро. Это во многом объясняет, почему европейский бизнес едет в Крым налаживать отношения. Форум дает возможность инвесторам и политикам своими глазами увидеть и оценить деловой климат полуострова. Вернувшись, они расскажут, как Крым развивается, как здесь вести бизнес, какие есть возможности для реализации конкретных проектов. Этот диалог поможет наладить взаимодействие и торговый оборот. Судите сами, в этом году на форуме было подписано более 30 соглашений на общую сумму свыше 100 млрд рублей, а многие города Крыма стали побратимами иностранных регионов.
Кроме того, в рамках форума иностранцы предложили создать Международный клуб друзей Крыма — уникальное предложение, которое уже закреплено на бумаге. Речь идет об организации, в которую будут вступать иностранные граждане, небезразличные к судьбе полуострова и его жителей, которые поддерживают и разделяют их волеизъявление. Основные цели и задачи участников Клуба — продвигать Крым и вовлекать его в международное экономическое и культурное сотрудничество.
— Как бы Вы описали возможности для европейского бизнеса в России, особенно Крыму?
— На мой взгляд, Крым для европейского бизнеса — одна из самых привлекательных территорий. Здесь открыты и пока еще частично свободны традиционные для Европы рынки — туризм, сельское хозяйство, виноделие и др. Условия те же, а конкуренция не так высока. В качестве одного из примеров можно привести яхтенный спорт. Французская Ривьера и побережье Италии уже заполнены белоснежными палубами. Зайти на этот рынок практически невозможно, но для Крыма это направление — новое и перспективное. Или фермерское хозяйство — популярная и доходная отрасль, для развития которой у Европы не так много территорий. Также в Крыму есть большие возможности для промышленности, ведь он находится в самом центре Европы, на пересечении многих транспортных маршрутов.
Мы все понимаем, что санкции рано или поздно падут. Честно говоря, я вижу более серьезный риск для европейских предпринимателей в том, что многие из них сейчас могут потерять время. Их опередят — кто-то займет свободные ниши раньше.
— Крым до сих пор отрезан от материковой России. Сейчас европейцы могут попасть в Крым только через аэропорт Симферополя. Как в целом развивается инфраструктура в Крыму?
— На данный момент основная часть вложений в Крым направлена на развитие инфраструктуры региона и совершенствование логистики, которые облегчат товарообмен и транспортировку грузов с материка, а также увеличат поток туристов на полуостров. К концу 2018 года откроется движение по Керченскому мосту, заработает пассажирский терминал аэропорта в Симферополе, который, кстати, претендует на то, чтобы стать архитектурной визитной карточкой Крыма. Уже в следующем году пропускная способность полуострова превысит отметку в 24 миллиона пассажиров. Бизнес видит в этом большие возможности, ведь всех этих людей необходимо заселять. В связи с этим в Крым активно идут российские и зарубежные застройщики, ведущие мировые отельеры и рестораторы.
— Каким вы видите будущее Крыма?
— Всего за три года в составе Российской Федерации полуостров изменился до неузнаваемости: была проделана колоссальная работа по восстановлению инфраструктуры, инвестиционной привлекательности и экономической стабильности региона, которые были практически уничтожены в украинский период. Я убежден, что, как только отменят санкции и другие политические ограничения, в Крыму начнется настоящий инвестиционный бум.
В ближайшие несколько лет, благодаря государственным программам и поддержке тех инвесторов, которые выступили за развитие полуострова, там можно ожидать двукратный рост экономики, кардинально улучшится инфраструктура и среда в целом. Я не раз говорил, что Крым через несколько лет по темпам развития экономики имеет все шансы превратиться в глобальную зону экономического сотрудничества — российское Монако.