После распада Советского Союза российские олигархи сформировали новый класс богатых предпринимателей. Некоторые отметились за рубежом, приобретая недвижимость, бизнес и даже футбольные клубы.

 

Они способствуют процветанию международной индустрии управления капиталом, инвестиционного консультирования, торговли недвижимостью и предметами роскоши, элитного образования, персонального тренинга и диетологии. Однако среди таких успешных предпринимателей есть и неприятные исключения: некоторые из них под маской законопослушных бизнесменов используют те же самые международные финансовые центры и организационные структуры для сокрытия противозаконных и недобросовестных действий.

 

Исследования, проведенные на высшем уровне, показали, насколько сложно остановить вывод денежных средств и активов из России. Благодаря расследованию, проведенному журналистами Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) в марте этого года, была раскрыта схема, названная «Ландромат» («Глобальная прачечная»). Журналисты установили, что в 2011-2014 годах из России было выведено более 20-ти миллиардов долл. В схеме участвовали влиятельные и обеспеченные граждане России, имевшие связи с государственными органами и ФСБ. Деньги отмывались через цепочку компаний-посредников и европейских банков, причем основной их поток шел через счета в печально известном латвийском банке Trasta komercbanka, лицензия которого была отозвана в 2016 году.

 

Прозрачность и контроль

 

В связи с такими международными скандалами, как «Панамские документы» и «Глобальная прачечная», условия ведения бизнеса за рубежом и меры по контролю за соблюдением законодательства ужесточаются, осложняя процесс вывода денежных средств и активов из России.

 

Вводятся новые, более строгие стандарты и требования, призванные повысить прозрачность операций. Среди них — Единый стандарт отчетности (CRS) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), принятый в более чем 80 юрисдикциях, включая Россию, которая подписала документ в мае 2016 году. Такие соглашения позволяют налоговым органам разных стран обмениваться информацией о финансовых счетах и инвестициях. Стандарт CRS разработан с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов и ужесточения мер против лиц, стремящихся к сокрытию своей деятельности.

В связи с необходимостью обеспечивать сохранность банковской тайны банкам сложно опровергать обвинения в недостаточном противодействии отмыванию средств. Однако и здесь мы видим изменения. Чтобы защитить себя от обвинений в причастности к сомнительным операциям, банкам и поставщикам корпоративных услуг отныне необходимо иметь надежные системы внутреннего контроля, соответствующие требованиям соглашений по борьбе с коррупцией и отмыванием денег.

 

Власть закона

 

Работа по обеспечению прозрачности финансовых операций еще далека от завершения, а тем временем коммерческие суды часто привлекаются к рассмотрению международных многомиллионных споров. Суды опираются на соглашения о взаимном признании судебных решений, заключенные между государствами-членами Евросоюза, а также прочими странами.

 

Российские предприниматели часто передают свои споры на рассмотрение в суды Кипра. Эта страна является членом ЕС и обладает развитой судебной системой, основанной преимущественно на нормах английского общего права, в том числе права справедливости. Кипр выступает стороной многочисленных двухсторонних и многосторонних международных соглашений, а на его территории действует широкий круг компаний, оказывающих профессиональные услуги и услуги по управлению частным капиталом.

 

В настоящее время в кипрском суде рассматривается спор между двумя российскими гражданами по поводу владения шахтой на территории России.

Истец требует возмещения убытков в размере 113 млн долл. США: по его заявлению ответчик обманным путем (при помощи поддельных документов) завладел его долей в активе. В прошлом году судья вынес решающее постановление, санкционировав арест имущества первого ответчика — бизнесмена Руслана Ростовцева — по всему миру. Кроме того, суд обязал ответчика и кипрскую секретарскую компанию Abacus Limited раскрыть информацию об активах г-на Ростовцева. Согласно имеющейся информации г-н Ростовцев, подобно участникам «Глобальной прачечной», использовал для совершения операций ряд непрозрачных структур, включающих номинальных держателей и фидуциаров на территории России, Сейшельских островов, Белиза и Лихтенштейна. Он также занимал пост директора британской компании. Судебное разбирательство — единственный способ для бывшего делового партнера г-на Ростовцева обнародовать секретные махинации бизнесмена.

 

Недавно кипрский суд отклонил ходатайство г-на Ростовцева о приостановлении действия приказа о раскрытии информации. По мнению суда, после вынесения постановления об аресте бизнесмен совершил передачу активов. Раскрытие информации необходимо для обеспечения исполнения указанного судебного постановления и предотвращения вывода ответчиком активов за пределы досягаемости истца и судебных органов. Однако процесс еще не завершен.

 

Выход из тупика

 

Описанный случай демонстрирует то, какую роль суды могут сыграть в приостановлении передачи и вывода активов в ходе многомиллионных процессов, однако для возвращения доверия к ведению бизнеса с состоятельными гражданами России и к международному бизнесу в целом необходимы более масштабные меры. Расследование таких схем, как «Глобальная прачечная» и «Панамские документы», дает представление о потенциальном масштабе злоупотреблений в финансовой сфере и сложностях, связанных с их выявлением.

 

Уже видны положительные результаты тесного сотрудничества между органами по борьбе с преступностью разных стран и внедрения Единого стандарта отчетности. Признание банками международных санкций и ужесточение внутренних систем и механизмов контроля также помогает бороться с отмыванием средств.

 

В России меры по репатриации капитала, введенные президентом Владимиром Путиным, затрудняют вывод капитала из страны для российских граждан. Россия планирует осуществить первый обмен финансовой информацией согласно требованиям Единого стандарта отчетности ОЭСР в 2018 году. В рамках обмена будет предоставлена информация за 2017 году.

 

Предпринятые шаги по усилению контроля, введению стандартов отчетности и обмена информацией приносят свои плоды: недобросовестным лицам становится все сложнее осуществлять махинации через цепочку компаний-посредников. Однако впереди по-прежнему много работы.