Корреспондент.net разбирался, как Россия пустила свои поезда мимо Украины и что ожидать.


Россия строила дорогу в разгар боев


В начале 2015 года Россия приняла решение построить на участке Журавка-Миллерово железную дорогу в обход Украины для поездов, следующих из центральных районов РФ в южные регионы, например Москва — Адлер.


7 августа 2017 года было объявлено о завершении строительства. Пропускная способность участка в 137 километров составляет 240 поездов в сутки в двух направлениях.


Участок Журавка-Миллерово расположен на территории Ростовской и Воронежской областей.


Как заявили в РЖД, дорога является электрифицированной, двухпутной на всем протяжении; здесь построено семь новых железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково.


Большую часть пути прокладывали железнодорожные войска России. Для строительства железной дороги было задействовано 1,5 тысячи военнослужащих и 700 единиц техники.


После открытия этого участка в сентябре по нему пустили грузовые эшелоны, а министр обороны РФ Сергей Шойгу прикрепил орден Жукова к знамени 39-й бригады железнодорожных войск, участвовавшей в строительстве.


Пассажирские составы Российской железной дороги с 11 декабря будут ходить в южном направлении на удалении 25 километров от украинской границы.


В обход Украины ежесуточно идут уже свыше 120 пассажирских и до 30 грузовых российских поездов, сообщает РЖД.


Ранее поезда РФ шли транзитом через короткий перегон Гартмашевка-Зориновка в Луганской области, дважды пересекая украинскую границу.


В России отмечают, что «построенная дорога усилит независимость России и обеспечит безопасность перевозок», а также имеет стратегическое значение. Москва оценивает убытки Киева в сумму более 200 миллионов долларов, которые раньше РФ платила за железнодорожный проезд через Луганскую область.


По оценкам, реализация проекта новой железнодорожной ветки обошлась более чем в 56 миллиардов рублей.


Линия стала частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем. Россия планирует в дальнейшем соединиться с Крымом через Керченский мост.


Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что он приветствует запуск российских пассажирских поездов дальнего следования по железной дороге в обход Украины.


«Я такой шаг абсолютно приветствую, пусть ездят где угодно, кроме Украины. Никаких последствий нет», — сказал Омелян.


Украина может ответить на Шелковом пути


Несколько месяцев назад британская газета Financial Times писала об ущербе новой железной дороги России для Украины.


«Она является одним из нескольких российских инфраструктурных проектов, которые в сочетании с ущербом, нанесенным конфликтом с пророссийскими сепаратистами в Донбассе, могут превратить Украину, прежде представлявшую собой своеобразный мост между Востоком и Западом, в остров», — писала FT.


Она позволяет обогнуть территорию Украины и беспрепятственно доставлять российские грузы в Беларусь, страны Балтии и другие, отмечало издание.


Сотрудники аналитического института в Вашингтоне Центр стратегических и международных исследований отмечают, что в самом начале конфликта на Донбассее пророссийские сепаратисты наносили удары по ключевым объектам инфраструктуры на востоке Украины.


По данным ООН, уже к ноябрю 2014 года было разрушено 53 моста, 45 участков дорог и 190 железнодорожных сооружений.


На сайте Мининфраструктуры Украины говорится, что кроме Крыма и зоны АТО, железнодорожный транспорт обеспечивает 82 процента грузовых и до 50 процентов пассажирских перевозок из всех, которые осуществляются разными видами транспорта.


Именно транспортировка грузов приносит больший доход Укрзализныце и, соответственно, украинской казне.


Однако на протяжении трех последних лет объемы транзитных грузовых перевозок по отдельным группам товаров неуклонно снижались. Так, только в 2016 году транзитом через Украину проследовало на 30 процентов грузов меньше, чем в 2015.


Отметим, что в 2011-2012 годах на транзите из Азии в Европу Украина получала 1,6 миллиарда долларов.


Эксперты отмечают, что Россия хочет «перетянуть» поток грузов из Казахстана и Китая в Евросоюз и обратно, который идет через Украину.


В Центре стратегических исследований напоминают, что Украина надеялась стать крупными воротами в Европу в рамках масштабного китайского проекта Один пояс — один путь или новый Шелковый путь.


В 2013 году Виктор Янукович, занимая пост президента, заявил, что идея создания нового Шелкового пути будет активно поддерживаться Украиной.


Во время своего визита в Пекин он подписал с Китаем несколько соглашений, которые могли принести Украине восемь миллиардов долларов инвестиций, включая трехмиллиардное соглашение на строительство порта в Крыму.


Однако все те сделки стали жертвами вооруженного конфликта, который вспыхнул в начале 2014 года, отмечает FT.


В мае этого года в Пекине состоялся форум Один пояс — один путь, где обсуждался проект нового Шелкового пути. Его маршрут, как оказалось, лежит в обход Украины. Хотя до этого заявлялось об участии украинской территории, а первый поезд в рамках Шелкового пути прошел в обход России по Украине в начале прошлого года.


Однако 1 ноября министр инфраструктуры Украины объявил, что с этого дня заложена нить графика поезда № 1319/1320 по транзитному маршруту через Украину в рамках нового Шелкового пути.


«Поезда будут состоять из 57 платформ под универсальные контейнеры. Китайская сторона согласовала нить графика поезда, который будет проходить из Чжэнчжоу через территорию Украины (Чоп, Мостиска) в направлении Словакии, Польши и Венгрии», — заявил Омелян.


Он подчеркнул, что это начало большого процесса по возвращению Украины в лигу мировых держав-транзитеров.


Через территорию Украины проходит южный маршрут под названием «Шелковый ветер» по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.


Он идет из Китая через Казахстан, Азербайджан и Грузию, оттуда по двум направлениям — в Турцию или в Украину, а из нее через Беларусь — до литовского порта Клайпеда на Балтике.


Однако эксперты говорят, что об этом проекте в Украине много говорят, но пока мало сделали.

Запрещенные в России организации