«Давление усилилось»: Москва настаивает на своем
Белоруссия и Россия в прошлом году вели переговоры по углублению экономической интеграции, среди прочего обсуждалась в том числе и разработка единого налогового кодекса. Осенью прошлого года тогдашний министр финансов Максим Ермолович публично заявил, что «отказываться от налогового суверенитета страна не будет, по крайней мере, в одностороннем порядке».
Весной этого года на фоне пандемии коронавируса предметные переговоры между Белоруссией и Россией о механизмах углубления экономической интеграции не велись. «Сейчас сторонам не до этого», — отмечал в мае в беседе с корреспондентом БелаПАН один из участников переговорного процесса, ссылаясь на сложную эпидемиологическую ситуацию в двух странах.
В июне Белоруссия и Россия, когда пик пандемии был пройден, вернулись-таки к обсуждению «дорожных карт» по углублению экономической интеграции, а на прошлой неделе глава российского правительства Михаил Мишустин де-факто увязал условия поставок российских энергоносителей в Белоруссию с принятием двумя странами единого налогового законодательства.
«Если мы совместно по этим картам создадим единое пространство, в частности, примем — с изъятиями, возможно — единый налоговый кодекс, когда мы сможем унифицировать наши ставки и подходы, то мы сможем разговаривать в том числе о механизме ценообразования на энергоносители уже, как в принципе предлагают наши белорусские партнеры», — сказал Мишустин, выступая в Госдуме.
Оказывается, Россия не просто предлагает разработать единый налоговый кодекс, а уже видит конкретные механизмы, как объединить фискальные системы двух стран.
Министерство по налогам и сборам Белоруссии на прошлой неделе разослало письмо госорганам, в котором рассказало, что российское правительство «активно продвигает предложения» о переводе белорусских информационных систем, применяемых в Белоруссии в сфере фискального контроля, на цифровые платформы России.
Учитывая ряд «критических рисков», белорусская сторона отказывалась от такого предложения, однако «в настоящее время давление с российской стороны усилилось», говорится в письме МНС, и поэтому министерство готовит для правительства всестороннюю оценку последствий реализации фискальной инициативы России.
Какие же риски видят белорусские власти в переводе белорусских информационных систем в сфере фискального контроля на российскую платформу?
МНС Белоруссии видит угрозу в том, что «на основе доступа к информации по всей цепочке движения товаров, в том числе об объемах ввоза и экспорта товаров, участниках оборота, формировании добавленной стоимости, уровне маржинальности» российское правительство, а также отдельные российские компании узнают коммерческую информацию о финансово-хозяйственной деятельности белорусских предприятий.
Кроме этого, МНС Белоруссии видит риск в том, что в случае перевода белорусских фискальных информационных систем на российскую платформу у Москвы появляется «возможность технической блокировки» нежелательных «белорусских участников рынка».
Путь к утрате суверенитета
Независимые эксперты поддерживают позицию белорусских властей и считают, что объединять белорусскую фискальную систему с российской не стоит.
«Я сторонник налогового суверенитета Белоруссии и считаю, что реализация концепта, который предложила российская сторона — это шаг к частичной утрате налогового суверенитета. Поэтому отношусь к предложениям о переводе белорусской системы фискального контролю на российскую платформу негативно», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода.
Схожее мнение высказывают и другие эксперты.
«Предложение российской стороны перевести все наше электронное налоговое администрирование на цифровые платформы России противоречит национальным интересам и стратегии национального развития», — заявил в беседе с корреспондентом БелаПАН председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.
Никакой стране, отметил он, не нужно, чтобы налоговая и финансовая информация о деятельности ее предприятий хранилась и обрабатывалась на территории другого государства.
«Тем более что белорусские и российские предприятия конкурируют между собой как в производственной сфере, так и по вопросам закупки сырья, комплектующих, стоимости реализации произведенной продукции. Если получить доступ к этой информации и грамотно ее проанализировать, то любое белорусское предприятие станет прозрачным и уязвимым», — подчеркнул Карпунин.
Он убежден, что переход Белоруссии на российскую систему налогового администрирования чреват и другими негативными последствиями.
«Белоруссия и Россия имеют принципиально разные системы налогового администрирования, и, сравнивая эти две системы, обе руки на сердце я готов положить и сказать, что белорусская система намного лучше», — говорит Карпунин.
Он обратил внимание, что белорусские налогоплательщики напрямую взаимодействуют с налоговым органом.
«В России это взаимодействие происходит через посредников, это создает дополнительные технические сложности и требует уплаты комиссионных платежей. Поэтому нам нет смысла переходить на российскую систему налогового администрирования», — резюмировал Карпунин.
Независимые эксперты сильно сомневаются, что российские предложения по объединению налоговых систем двух стран будут поддержаны белорусскими властями.
«Подобные шаги могут вызвать общественное возмущение и явно не будут приняты белорусским обществом. Предложение России объединить налоговые системы двух стран выглядит как закамуфлированная попытка сделать Белоруссию более зависимой от России экономически, а впоследствии, возможно, и политически», — считает Варивода.
По мнению эксперта, в интересах Белоруссии сейчас нужно обсуждать не объединение налоговой системы с Россией, а повышать конкурентоспособность национальной экономики.
«Финансы вторичны по отношению к реальному сектору экономики. Нам нужно вести такую экономическую политику, которая бы приводила к сокращению государственного долга, эффективному распределению ресурсов и реальному повышению конкурентоспособности нашей экономики. Этим вопросам государству сейчас стоит уделять основное время, чтобы обеспечивать устойчивое положение госфинансов в будущем», — резюмировал Варивода.