Визит российского президента Дмитрия Медведева в Париж принес два заслуживающих внимания результата: Россия и Франция подтвердили прежние сообщения о том, что сделка с передачей судна класса «Мистраль» подразумевает в настоящий момент продажу четырех кораблей, и в настоящее ведутся переговоры по уточнению места их сборки. (Франция хочет, чтобы хотя бы два корабля сошли с ее верфей, и уточняет, что будет поставлять их без вооружения). И – какое совпадение! – Медведев стал еще активнее заигрывать с идеей новых санкций против Ирана.
Не будем забывать о трех моментах. Во-первых, несмотря на дурную весть, которой стала для Восточной Европы продажа «Мистралей», само по себе судно не будет определять способность России наводить трепет на соседей, во всяком случае, в ближайшем будущем. Во-вторых, несмотря на довольно мягкие возражения Вашингтона, вполне возможно, что зеленый свет, который получила эта продажа, был одним из условий другой сделки, связанной с санкциями против Ирана.
В-третьих, и это для иранского вопроса самый значительный момент, Россия будет продолжать флиртовать с темой одобрения санкций, но теперь уже не имеет особого значения, что там полагает или подразумевает Москва. США заняты по горло, заполучив на борт Бразилию и Турцию, хотя и в качестве непостоянных ротируемых членов Совета Безопасности ООН, не имеющий к тому же права вето. Однако их голоса против санкций способны были бы подорвать доверие к принятому решению, создав образ противостояния Запада остальному миру, чего администрация Обамы в эти дни всячески стремиться избежать. Отсюда стремление к особенной гибкости в отношениях с Россией в ближайшие недели, в зависимости от того, куда приведут усилия Вашингтона в Бразилии и Анкаре.
На более глубоком уровне договоренности, достигнутые в результате визита Медведева в Париже, стали результатом усилий президента Франции Николая Саркози по «нормализации» и завязыванию более близких отношений с Россией. Тут много приводных механизмов, но отчасти такая позиция отражает убеждение Саркози в том, что в вопросе по Ирану, как и во многих других вопросах, Россия является более надежным партнером, чем это согласны признать США.
Достигнутые между Францией и Россией договоренности, безусловно, вызовут нападки; но они отражают соображения Саркози о том, что является связующим звеном геополитических интересов. По всем признакам, его приоритетом является Иран. Интересно, как Саркози поменял местами полюса подхода «обязательства-восстановление отношений», которому следует администрация Барака Обамы: если Барак Обама пытается находить общий язык (отношения «обязательств») с Ираном и «восстанавливать» отношения с Россией, Саркози попытался найти общий язык (отношения «обязательств») с Россией и «восстановить» отношения с Ираном (свопная сделка по топливу). И хотя я не убежден в том, что он прав, нет у меня убеждения и в полной его неправоте.