Новый русско-американский договор по сокращению стратегических ядерных вооружений и одновременный пересмотр американской политики, ведущий к сокращению ядерной обороны, вновь ставят на повестку дня давний и окруженный тайной вопрос: наличие на итальянской территории некоторого количества американских атомных бомб в соответствии с секретным соглашением «Stone Axe». Нужны ли они сейчас, когда холодная война закончилась, и угроза более не исходит из России? Может быть, они понадобятся в случае конфликта с Ираном, одной из стран, против которых Вашингтон считает себя вправе их использовать в определенных обстоятельствах? Почему, после того как постепенно ядерные бомбы убрали из Канады, Греции, Дании, Исландии и Великобритании ( которая кроме всего прочего обладает собственным ядерным оружием), вопрос об их выводе из Италии даже не поднимался?
В отсутствие официальных сведений в этой области остается много неясностей. В 1999 году считалось, что на территории Италии размещено 30 атомных бомб, но в уже в 2005 году, согласно исследованиям Американского Совета по защите природных ресурсов - никогда не опровергавшихся Пентагоном - их число доходило до девяноста: пятьдесят в Авиано и сорок в Геди-Торри. Речь вроде бы идет о тактических бомбах типа В-61 мощностью от 45 до 170 килотонн и общей разрушительной силой в 900 раз превышающей мощность атомной бомбы, сброшенной над Хиросимой. Из отчета американской аэронавтики 2008 года как будто бы следует, что меры безопасности на складе в Геди не соответствовали нормам, и инспекторы рекомендовали передислокацию атомных боеприпасов в Авиано. Но после этого заявления никаких сведений больше не поступало. Во всяком случае, еще до объявления новой стратегии Обамы, какие-то изменения в Европе начались. Согласно сведениям, появившимся в немецкой и французской печати, в начале года четыре страны-участницы НАТО, на территории которых все еще находится американское ядерное оружие, - Бельгия, Германия, Голландия и Норвегия - попросили генерального секретаря НАТО поставить на повестку дня на встрече в ноябре вопрос о размещении ядерного оружия. Италия, по крайней мере до сих пор, не присоединилась к этому требованию. Поэтому заявление помощника министра обороны Корсетто 24 марта в интервью CNR о том, что «на территории Италии нет ядерных боеголовок», вызвало немалое удивление: если наше правительство действительно добилось от американцев их вывода, то имело бы смысл зявить об этом во весь голос, вместо того чтобы сообщать об этом «мимоходом» радиостанции, которую мало кто слушает.
Каковы бы ни были намерения правительства, изменения в американской ядерной доктрине без сомнения вызовут открытие дискуссии. Примечательно, что итальянские левые политические силы, которые были яростными противниками размещения ядерного оружия в Италии, когда оно было необходимо для сдерживания советской угрозы, в настоящее время, когда можно спокойно потребовать его вывода из нашей страны, до сих пор никак не высказались. Теперь такое требование уже не рассматривалось бы как предательство интересов НАТО. Если же атомное оружие должно остаться на нашей территории, все равно необходимо обсудить вопрос о том, пригодятся ли бомбы Авиано и Геди в рамках новой стратегии, например, в случае эскалации напряжения с Ираном и другими странами, которые Обама поместил в черный список. Разрешение этого вопроса, который десятилетиями, хотя и подспудно, волновал общественное мнение и небезразличен гражданам как левого, так и правого направления, было бы успехом для правительства Берлускони.