Еще продолжаются поисковые работы на месте падения правительственного самолета польского президента, еще не все жертвы катастрофы опознаны, а уже появились первые попытки обвинить в смерти Леха Качиньского Россию.
Польский телеканал TVN24 показал интервью с бывшим командующим 36-м авиаполком ВВС Польши Томашем Петржаком. В нем летчик заявил, что Лех Качиньский вряд ли мог требовать от пилота Ту-154 идти на смертельный риск. А вот российские диспетчеры, по мнению Петржака, дали нечеткие команды. Он видит возможную причину крушения в том, что сотрудники аэродрома не закрыли его для полетов.
«Были высказаны предложения не совершать здесь посадку. Но если аэропорт не уверен в способности принять самолет, он должен быть закрыт. Однако было сказано: «Вы можете направиться в другой аэропорт». Была возможность выбора, и, естественно, пилот начал снижение, чтобы оценить свои возможности», — считает Томаш Петржак.
Польский летчик полностью исключил версию о возможном давлении на пилота со стороны президента. «В нас специально воспитывают твердость, хладнокровие и спокойствие для трезвой оценки ситуации», — цитирует бывшего командира президентского авиаполка калининградская газета «Янтарный Край».
О том, что обстоятельства, при которых произошла трагедия, очень подозрительны, говорили в эти дни и некоторые жители Варшавы в толпе около президентского дворца, сообщает Life News. Почему не показали то, что произошло сразу после трагедии, а журналистов позвали на место аварии только тогда, когда убрали трупы и чемоданы? Из того, что показывают по телевизору, становится ясно, что президента Польши как будто никто не ждал. При встрече главы государства не были соблюдены надлежащие меры безопасности...
В случайности поляки явно не верят: «Мы не виним русский народ, но нет сомнений, что кто-то помог таким стечениям обстоятельств. Ведь погиб не просто президент Польши — погиб защитник Грузии, Чечни, Ингушетии…»
Поляков понять можно. Катастрофа правительственного Ту-154, в которой гибнет политическая элита страны, не поддаётся никаким объяснениям — это нечто иррациональное. Впрочем, и с российской стороны нашлись такие, кто заявил, что падение польского самолета было подстроено сотрудниками ФСБ по личному приказу Путина. Известный российский эрудит Анатолий Вассерман в своем ЖЖ даже поздравил поляков с тем, что они избавились от Качиньского. И выразил сожаление, что избавление от президента стоило Польше жертв, сопоставимых с недавним очередным переворотом в Киргизии, намекая на непосредственное участие спецслужб России в обоих событиях.
Еще дальше в подозрениях пошли некоторые белорусские блогеры. Так, silverrebel разместил в своем блоге фотографии с места падения польского Ту-154; на них якобы сотрудники злополучного аэродрома под Смоленском вкручивают лампочки «ў пасадачныя ліхтары перад узлётна-пасадачнай паласой».
Намек прозрачен: из-за разгильдяйства россиян, которые не удосужились поменять лампочки раньше, самолет польского президента не смог приземлиться.
Впрочем, на эту «фотосенсацию» не купились даже самые критически настроенные россияне, у которых уже вошло в привычку обвинять во всех бедах «кровавую гэбню». Действительно, как можно назвать обычные МЧС-овские осветители, которые ставят для того, чтобы можно было работать на месте происшествия в тёмное время суток, «пасадачнымі ліхтарамі»? Да и, следуя такой логике, лайнер Качиньского должен был садиться в лесу, прямо на кроны деревьев — ведь, если верить фотографии, сделанной другим очевидцем события, такие «пасадачныя ліхтары» были расставлены везде, где шли поисковые работы…
Есть такой анекдот. Когда Россия и Финляндия проводили пограничную линию, оказалось, что один дом стоит точно на границе. К хозяину — одинокому старику — пришли официальные делегаты с вопросом: в какой стране он хочет жить? Старик подумал-подумал и говорит: «В Финляндии». «Но почему?», — интересуются делегаты. «Люди в обеих странах неплохие, налоги не сильно отличаются, но я больше не могу выносить эту русскую зиму!». Это к тому, что за туман все-таки не россияне отвечают…