Во вторник впервые после кошмарной самолётной аварии, в которой погиб президент и десятки представителей политической и военной верхушки Польши, произошёл взрыв общественного негодования: сотни жителей Кракова выразили свой протест против решения захоронить останки президента и его жены в том же склепе, где нашли последний покой многие польские короли.
Нарастает противостояние намерению упокоить президента Леха Качиньского и его супругу Марию в Вавельском соборе в Кракове, где покоятся останки таких выдающихся исторических деятелей, как маршал Юзеф Пилсудский, возглавлявший Польшу после Первой мировой войны, и генерал Владислав Сикорский (Wladyslaw Sikorski), бывший лидером правительства страны в изгнании во время Второй мировой войны.
Во вторник вечером люди, не желающие, чтобы зачастую проявлявший нетерпимость Качиньский покоился в столь августейшем обществе, устроили демонстрацию возле Епископского дворца, где заседает краковская курия. По рассказам свидетелей, демонстранты выкрикивали: «Краков, скажи нет!» — и: «Он что, достоин быть королём?».
Тридцатидвухлетняя преподавательница английского Сильвия Плюциш (Sylwia Plucisz), узнавшая о демонстрации из социальной сети Facebook, где в соответствующую группу под названием «Против Качиньского в Вавеле» записалось уже более двадцати тысяч пользователей, считает, что неправильно хоронить покойного президента в месте, считающемся национальной святыней.
«Они хотят использовать Вавельский собор в политических целях, а я не думаю, что можно так поступать», — сказала пани Плюциш по телефону. — «Вавельский собор — это сердце всего польского, никого там хоронить не надо, особенно президента Качиньского, он ведь был нетерпимым человеком. Он заслуживает достойных похорон, но не в этом месте».
Противостояние обещает быть настолько серьёзным, что возникает риск омрачения официальной траурной церемонии, в связи с которой ожидается приезд мировых лидеров, в том числе президента Обамы. А сложный процесс поиска кандидатур на ключевые государственные должности может стать ещё сложнее, если политическая атмосфера будет отравлена сварами.
Супруги Качиньские были истово верующими католиками, их любили консервативные представители электората, но то, как президент выступал против признания прав гомосексуалистов, отвратило от него многих либералов, а яростное стремление очистить СМИ и общественные учреждения от бывших коммунистов сердило левых.
Двадцатичетырёхлетний бухгалтер Матеуш Журавик (Mateusz Zurawik), иногда пишущий в своём блоге на политические темы, считает, что хоронить в Вавельском соборе собрались человека, чья посмертная популярность значительно превысила прижизненную.
«Это будет чересчур большая честь, да ещё и отдаёт мегаломанией», — прокомментировал он. — «Никакой президент такого не заслужил. И он тоже не заслужил, чтобы его здесь хоронили. Воля польского народа не такова».
Но многие поляки выступают за то, чтобы это сделать.
«Если Сикорского похоронили в Вавеле, почему нельзя похоронить там же и Качиньского? Он умер на посту президента, выполняя свои обязанности, а не на отдыхе», — считает Александр Яблоновский (Aleksander Jablonowski), стоявший во вторник вечером возле президентского дворца в Варшаве.
Смерть президента, разбившегося в субботу утром на западе России в самолёте (всего погибло девяносто шесть человек), вселила необычайное единство в население Польши, во всяком случае — в первые дни после аварии.
В частном порядке, однако, сторонники консервативно-националистической партии Качиньского «Право и справедливость» признают, что не все горевавшие по этому поводу были искренни. Оппозиционеры прикусили языки ввиду национальной трагедии, в которой погибли представители ряда партий со всех концов политического сектра, а также экипаж самолёта, охрана президента, церковные иерархи и высшее командование армии.
Вавель — общенациональная достопримечательность; когда здесь короновались польские короли, и именно здесь расположена кафедра краковского архидиоцеза, которую в своё время возглавлял будущий Папа римский Иоанн Павел II. Решение похоронить здесь Качиньского одобрил лично кардинал Станислав Дзивиш (Stanislaw Dziwisz), ныне занимающий пост архиепископа, а когда-то в течение долгого времени служивший личным секретарём папы.
«Полагаю, что вся общественность отнесётся к этому решению с пониманием», — заявил во вторник кардинал Дзивиш, как сообщает польское информационное агентство PAP. — «В таких случаях никогда нельзя разделяться, надо объединяться. Споры не идут на пользу никому».
Тело первой леди Польши было доставлено в Варшаву во вторник. Так же, как и в воскресенье, когда туда привезли останки её мужа, по всей трассе от аэропорта до президентского дворца выстроилась вереница скорбящих, бросавших цветы в катафалк с её гробом. Тела будут лежать во дворце, чтобы каждый желающий поляк мог отдать им последний долг.
Также для отдания последних почестей было созвано специальное совместное заседание обеих палат польского парламента. На креслах депутатов, погибших в катастрофе, были размещены их фотографии.
В написании статьи принял участие Михал Пиотровский (Michal Piotrowski)