Большинство авиарейсов по Европе отменены из-за облака вулканической пыли, приплывшего из Исландии после извержения вулкана. Этот запрет длится с четверга прошлой недели уже пятые сутки, и доведены до авиакомпании провели испытательные полёты с целью доказать безопасность перелётов в таких условиях и вынудить администрацию Управления авиации немного ослабить свой жёсткий запрет на вылет.
Авиакомпании выражают недовольство столь радикальной реакцией европейских правительств на неполные данные компьютерных моделей, преувеличивающие степень опасности, а не результаты реальных испытаний безопасности полётов в воздушном пространстве над Европой. В решительном заявлении, сделанном в воскресенье, представители европейских авиакомпаний и аэропортов призвали к «немедленному пересмотру нынешнего ограничения авиарейсов».
Представители транспортных министерств стран Европы решили встретиться в понедельник в Брюсселе, чтобы обсудить, как и когда они смогут снова поднять самолёты в воздух.
«Ясно, что так долго продолжаться не может», - заявил журналистам в Брюсселе комиссар Евросоюза по транспорту, Сиим Калласс (Siim Kallas). – Мы не можем просто сидеть и ждать, пока это пылевое облако рассеется».
А пока в Европе воцарился транспортный хаос. Аэропорты пустынны, самолёты не поднимаются в воздух; не имеющие возможность вылететь пассажиры штурмуют морские и речные порты, автовокзалы и железнодорожные станции. Железнодорожный вокзал Сен-Панкрас в Лондоне, откуда отправляются поезда компании Евростар в Париж и Брюссель, переполнен людьми, которым позарез нужно попасть в континентальную Европу.
Канцлер Германии Ангела Меркель, (Angela Merkel) наконец добралась до Германии из Сан-Франциско. Ей пришлось совершить трёхдневную одиссею, добираясь через Северную Дакоту, Португалию и Италию на самолёте, бронированном автомобиле и автобусе. Группа отважных самаритян пытается эвакуировать застрявших в аэропорту путешественников на моторных лодках из Кале во Франции в английский Дувр.
Закрытие воздушного пространства Европы нанесло тяжёлый удар по автотранспортным компаниям. Кризис уже обошёлся авиакомпаниям не менее чем в миллиард потерянного дохода, а если он затянется и дальше, то, по мнению аналитиков, более слабые транспортные агентства могут этого и вовсе не выдержать.
За последнее десятилетие убытки авиакомпаний после серии координированных терактов 9/11 в США, эпидемии атипичной пневмонии в 2004 году, резкого подъёма цен на топлива в 2008 и экономической рецессии и без того тянули уже на 50 миллиардов долларов.
Властей пугает тот факт, что при прохождении самолётов через облако пыли с высоким содержанием кремнезёма их двигатели могут заклинить, а то и вовсе заглохнуть.
Однако некоторые авиалинии, в том числе немецкая Lufthansa и нидерландская компания KLM в воскресенье выполнили несколько успешных испытательных полетов, и теперь представители этих компаний заявляют, что не видят для своих самолётов никакой опасности. Генеральный директор авиакомпании British Airways Вилли Уолш (Willie Walsh) лично совершил перелёт на Боинге 747 из Лондонского аэропорта Хитроу в Кардифф в Уэллсе, с целью сбора данных о пылевом облаке.
Управления авиации европейских стран всё воскресенье слали авиакомпаниям и пассажирам противоречивые сообщения. Некоторые аэропорты, во Франкфурте, Берлине и Варшаве, разрешили небольшое число авиарейсов по направлениям, противоположным надвигающемуся пылевому облаку; однако большинство рейсов в странах Северной и Центральной Европы пока по-прежнему отменены.
Министр транспорта Великобритании Эндрю Адонис (Andrew Adonis) заявил, что никаких кардинальных изменений в ближайшее время не предвидится, поскольку полеты над Северной Европой в понедельник «будут не безопасны». Однако скандинавская авиакомпания Scandinavian Airlines заявила, что планирует разрешить вечером в воскресенье авиарейсы из США в Осло и Стокгольм.
Принятие решений осложняется тем, что активность исландского вулкана Эйяфьяллаёкулль сохраняется.
Распространившееся облако вулканической пыли парализовало аэропорты от британских островов до Украины, прервав путешествие на воздушном транспорте, по приблизительным оценкам, семи миллионов пассажиров. Авиакомпании Delta Air Airlines, Cathay Pacific, австралийская Qantas и тайваньская China Airlines – вот неполный перечень компаний, продлившие отмену всех рейсов в Европу на понедельник.
С момента появления пылевого облака в четверг в воздушном пространстве над Европой отменено уже более 63 тысяч авиарейсов. По заявлению брюссельского агентства «Eurocontrol», координирующего управление воздушным движением в регионе, в воскресенье было отменено 20 тысяч авиарейсов из запланированных 24 тысяч.
Такое глобальное нарушение авиасервиса, в частности, трансатлантического, пришлось на момент, когда промышленность только-только начала восстанавливаться после мирового экономического кризиса, и международные перевозки снова стали понемногу набирать темп.
После резкого скачка цен на нефть в 2008 году обанкротился целый авиакомпаний, в том числе Eos, обслуживающий рейс между международным аэропортом Кеннеди и аэропортом Стэнстед за Лондоном для всех уровней бизнес-класса. Аналитики говорят, что традиционные международные транспортные авиакомпании, включая British Airways, Lufthansa и альянс AirFrance–KLM более всего пострадают от закрытия, потому что у них высокие фиксированные расходы.
Европейские авиакомпании уже понесли значительные убытки из-за замедленного экономического восстановления в этой области. Даже до последнего кризиса Международная ассоциация воздушного транспорта планировала, что убытки в отрасли в этом году составят 2,8 миллиарда долларов, по сравнению с 9,4 миллиарда долларов в прошлом.
«Нынешнее нарушение полётов пришлось на сложный период: авиакомпании в Европе и во всём мире испытывают затруднения, - заявил Стив Лотт (Steve Lott) представитель отраслевой группы. – Теперь все зависит от того, как долго это продлится, и как скоро мы сможем вернуть самолёты в воздух».
На воскресном селекторном совещании с «Eurocontrol» представитель одной из авиакомпаний подверг едкой критике национальные Управления гражданской авиации за неразумное ограничение полётов и подчеркнул, что запрещение полётов создало «серьёзную экономическую проблему».
«Я понимаю, существуют требования безопасности», - заявил Дейл Мосс (Dale Moss), генеральный директор компании «OpenSkies», парижского филиала British Airways, - но создавшийся уровень фрустрации болезненно высок» как для авиакомпаний, так и для пассажиров. «Мы нуждаемся в скорейшем получении научных данных, которые позволят нам приступить к составлению и к осуществлению конкретных планов действий в этой чрезвычайной ситуации».
Компания KLM получила разрешение от властей на вылет трёх грузовых самолетов рейсом в Азию вечером в воскресенье. По данным голландской службы новостей, генеральный директор авиакомпании, Питер Хартман (Peter Hartman), полагает, что пассажирские полёты будут безопасны, «за исключением северных областей, между Исландией и Россией».
От событий в Европе экономически пострадают и американские транспортные агентства. Четырёхдневное прекращение работы европейских аэропортов пока для американских авиакомпаний, осуществляющих выгодные трансатлантические авиарейсы, привело к потере доходов на сумму 80 миллионов долларов, заявил Майкл Бойд (Michael Boyd), консультант по вопросам авиации. Но кроме того ситуация означает потерю транзитных пассажиров из Европы, которые обычно отправлялись дальше по внутренним авиарейсам США.
«Мы не привыкли к тому, что Атлантика стала непреодолимой преградой, - заявил г-н Бойд. – Те, кто сильно зависит от сообщения с Европой, сейчас несёт большие убытки».
Даже если полёты возобновятся уже на этой неделе, полностью ситуация нормализуется не ранее, чем через несколько дней, заявил Дарин Ли (Darin Lee), специалист по авиалиниям из кембриджской экономической консалтинговой фирмы LECG, штат Массачусетс.
«На то, чтобы отправить всех пассажиров, скопившихся за несколько дней, уйдет немалое время – сейчас просто количество свободных мест на рейсах будет значительно меньше обычного, - сетует Ли.- Некоторым пассажирам придётся довольно долго ждать, прежде чем они смогут продолжить своё путешествие; для многих новое расписание может оказаться совсем неподходящим».
При том, что большая часть воздушного пространства над Европой остаётся закрытой для полётов, аэропорт в Рейкьявике, столице Исландии, до сих пор был открыт для деловых авиарейсов, поскольку южные ветры отнесли пылевое облако в сторону от маленького скалистого острова в Северной Атлантике.
Закрытие лондонского аэропорта Хитроу впервые позволило властям непосредственно проинспектировать состояние взлётно-посадочной полосы при свете дня, а не посреди ночи.