Срочные меры, принятые для уменьшения общественных расходов и дефицита бюджета, начинают сказыватъся и на ассигнованиях на оборону. В Соединенных Штатах военные расходы рассматриваются как толчок к экономическому развитию. Конгресс одобрил на 2011 год бюджет в 726 миллиардов долларов. Даже если вычестъ из этой суммы 159 миллиардов, которые тратятся на конфликт в Ираке и Афганистане, все равно Пентагону остается на 23 миллиарда больше по сравнению с нынешним годом. Китай и Индия также увеличивают расходы на оборону.
Пекин в этом году увеличил свой бюджет “всего лишь на 7,5%”, который официально оценивается цифрой в 78 миллиардов долларов (Вашингтон считает, что эта цифра, по крайней мере, вдвое занижена). Бюджет Нового Дели достигает 36 миллиардов. В России после уменьшения на 15% в 2009 году в этом году не было заявлено снижения бюджета в 36 миллиардов долларов. В эту цифру входят также 10 миллиардов, отпущенные на модернизацию вооружений устаревших на 90%.
Трудности, возникшие в Европе в связи с кризисом в Греции и заставившие европейские правительства прибегнутъ к финансовым маневрам, привели к резким и не всегда взвешенным сокращениям военного бюджета. Для экономии Греция на 25% сократила текущие расходы и собирается вывести свой контингент из Косово, Португалия предпринимает сходные меры, в Румынии 80% бюджета (1,8 миллиардов долларов) тратится на зарплаты, а в Австрии сокращение бюджета (2 миллиарда долларов) на 10% не дает возможности проводитъ меры по поддержанию на должном уровне военной техники и подготовке кадров. Берлин одобрил план военных расходов в 4,3 миллиардов евро на три года в общем бюджете в 31 миллиард. При этом закрываются базы, сокращается количество действующего состава, по крайней мере , на 40 тысяч человек, замораживаются наземные ракеты Тайфун, бомбардировщики Торнадо и подводные лодки. Предвидятся сокращения в системе противоракетной защиты Meads, уменьшается число вертолетов Nh 90 и грузовых самолетов А–400М.
Подобные меры предпринимаются и в Испании, где к сокращению на 6,4% бюджета в 8 миллиардов, возможно, добавятся новые, что сделает невозможным закупатъ самолеты и бронемашины. Франция с бюджетом в 32 миллиарда, в 2008 году начала обширный план перестройки оборонной системы, но предвидятся новые сокращения от 2 до 5 миллиардов евро на ближайшие три года. В Великобритании план Камерона–Клегга предполагает устранение старых вооружений (бронетанковых, артиллерии, вертолетов и машин), в то же время сокращая либо откладывая новые приобретения, чтобы сэкономить, по крайней мере, 7 миллиардов фунтов стерлингов за 5 лет. Бюджет на этот год составляет 36,8 миллиардов. Кажется, будут сохранены программы, на которые контракты уже подписаны, как, например, покупка новых авианосцев. Отказ от них привел бы к экономическим санкциям. Пришлось бы платить неустойку предприятиям–изготовителям, а это свело бы на нет программу экономии.
Это общее явление для всех Европейских стран. Действительно, сокращения бюджета прежде всего ударят по экономическому обеспечению персонала, по системе военной подготовки, по поддержанию военной техники и инфраструктуры.
Риск, следовательно, заключается в том, что располагая новыми и сложными вооружениями, страны не смогут поддерживать их в состоянии боевой готовности, как это уже происходит в Италии, где отсутствуют фонды для ремонта техники, поврежденной в Афганистане, не хватает горючего для самолетов и кораблей, включая новый авианосец Кавур. Рим еще не объявил, на что повлияют новые сокращения финансирования от одного до полутора миллиардов евро, но предыдущие сокращения уже сделали почти невозможными военную подготовку войск.
Если в Европе кризис усиливает эффект отсутствия военной интеграции, в Италии тяжело сказывается устаревшая модель обороны, все еше насчитывающая 190 тысяч военных. Это всего лишь на несколько тысяч больше, чем в Британской армии. Но Британия тратит втрое больше по сравнению с 14 миллиардами, отпущенными в этом году итальянским бюджетом на оборону. В отсутствие конкретного плана, определяющего цели и ресурсы, итальянским вооруженным силам грозит паралич. Они выживают только за счет внебюджетных фондов для финансирования военных миссий за рубежом.
Во всей Европе сегодня стараются гарантировать продолжение миссии войск в Афганистане, предоставляя преимущества подразделениям по борьбе с восставшими. Этот выбор оправдан, но он подвергает риску возможность в случае необходимости располагать силами развертывания в Европе при любой будущей угрозе, также и с помощью обычных вооружений. Исходя из этих соображений, генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен предостерег союзников против разоружения, “которое могло бы подорвать международную стабильность и ограничить перспективы роста”.