Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Размышления киприотов о побеге шпиона

© REUTERS/Cyprus Police Headquarters/HandoutКристофера Роберта Метсос
Кристофера Роберта Метсос
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока полиция усердно ищет предполагаемого резидента российской разведки, бежавшего на Кипре после того, как в среду его отпустили под залог, киприоты размышляют о том, что говорит этот промах о местных правоохранительных органах и об особом влиянии России на острове.

После того, как резидент российской разведки Кристофер Метсос (Christopher Metsos) ускользнул из рук полиции и бесследно исчез, Кипр заполнили слухи о том, где же он все-таки может находиться. Многие киприоты думают, что Метсос преспокойно улизнул на контролируемую Турцией северную часть расколотого войной средиземноморского острова, которую Турция оккупирует после вторжения в 1974 году. Другие полагают, что он спрятался в дружественном иностранном посольстве, или что его уже схватили агенты американских спецслужб и держат в изоляции без права переписки и общения в безопасном местечке где-нибудь поблизости.

Официальные круги США решительно отрицают, что Метсос у них, однако это не удерживает их от раздумий над явными промахами, приведшими к его бегству. «Мы разочарованы тем, что Кристофера Метсоса освободили под залог после его ареста на Кипре, - заявил представитель госдепартамента Филип Кроули ( Philip Crowley). – Как мы и опасались, совершенно неоправданно получив шанс сбежать, он им тут же воспользовался».

Власти США обвиняют 54-летнего Метсоса в руководстве российской шпионской сетью, действующей на территории США. Во вторник утром егозадержала полиция Кипра по требованию США, однако позже его отпустил под залог около 26 тысяч евро (32 тысячи долларов) судья кипрского окружного суда Христос Филиппу (Christos Philippou), несмотря на возражения государственных обвинителей. Через несколько часов Метсос сбежал, оставив в номере двухзвездочного отеля в Ларнаке лишь пару тапочек.

Правительство Кипра считает решение суда ошибкой, однако многие полагают, что тут могли сыграть свою роль политические и другие факторы. Кипр имеет долгую историю очень теплых отношений с Россией и поддерживает с ней активные связи: только в этом году министры кипрского правительства нанесли несколько официальных визитов в Россию, а в октябре ожидается визит российского президента Дмитрия Медведева. К тому же россияне составляют основу туристической экономики Кипра, как и его гипертрофированного банковского сектора.

«На эту тему можно услышать множество соображений, - говорит Теодор Кулумбис (Theodore Couloumbis), вице-президент греческого научно-исследовательского центра иностранной политики «Eliamep», автор нескольких книг о Кипре. – На Кипре много российских денег, и людей могли подкупить. Есть и такое мнение, что это мог быть сознательный политический выбор. Скорее всего, тут была простая оплошность, но как теперь узнать, какая из этих трех версий верна?»

Судья окружного суда Филиппу считается компетентным и опытным юристом, с более чем десятилетним опытом работы в суде и намного большим общим юридическим стажем. Он до сих пор отказывается давать журналистам комментарии по этому делу, а все попытки непосредственно поговорить с судьей в его кабинете наталкиваются на решительный отпор.

Адвокат Метсоса, Михаэлис Папатанассиу (Michaelis Papathanassiou), утверждает, что судья действовал правильно, отпустив заключенного под залог, на основании фактов, изложенных в деле, представленном правительственной прокуратурой Кипра в процессе 25-минутного слушания днем во вторник. Он заявил, что ни он, ни прокуратура не смогли полностью оценить все подробности выдвинутого против Метсоса обвинения и риск его последующего побега.

«По моему мнению, решение было совершенно корректное, основанное на тех фактах, которые представила прокуратура. Все дело в том, что они не предъявили убедительных аргументов для его задержания, - сказал Папатанассиу. – Уже потом мы узнали из средств массовой информации, что Метсос был резидентом шпионской сети и, возможно, у него были другие паспорта и тому подобное. Но в суде об этом ничего не было сказано. Если бы обвинение заявило об этом, судья, безусловно, вынес бы другое решение. Теперь, задним числом размышляя над этим, я думаю, что если бы был судьей, мог бы вынести такое же решение».

Папатанассиу говорит, что все предположения о том, что судья отпустил Метсоса под залог по политическим соображениям «смехотворны».

И тем не менее, многие киприоты, не чуждые теории заговора и полагающие, что остров долгое время был заложником политики «холодной войны», склоняются к мысли, что решение судьи было политически мотивировано.

«Было совершеннейшей глупостью отпускать его на поруки всего за 26 тысяч евро, - говорит пятидесятилетний чиновник Андреас отказавшийся назвать свою фамилию. – Правительство позволило ему уйти, потому что они не хотят рассердить русских. Только Россия нас и поддерживает, например, в Совете Безопасности ООН, а вот американцы вечно нас критикуют. Так с чего бы нам было вмешиваться в их политические отношения?»

Метсос не вызывал никаких подозрений. По словам Папатанассиу, за те три часа, которые они общались, он не обнаружил никакой тревоги в суде и произвел впечатление «очень приятного человека, совершенно нормального».

Администратор в гостинице «Achilleos», где Метсос зарегистрировался во вторник после слушания дела в суде, говорит примерно то же. «В нем не было ничего странного, - говорит администратор, отказавшийся назвать свое именя. – Очень вежливый и дружелюбный, ничем не выделялся. Вел себя, как любой турист, приехавший в отпуск на Кипр».

Однако пребывание его в этом отеле оказалось весьма недолгим. По словам администратора, он заплатил 630 евро вперед за двухнедельное пребывание картой «Visa», затем отправился в свой номер и выставил на двери значок «Не беспокоить». Как предполагает администратор, он вышел из отеля ночью, хотя никто не видел, как он выходил. На следующий день, когда полиция обыскала его номер, нашли оставленные им тапочки. Они лежали в пластиковом пакете за передней стойкой.

«Я думаю, он уже уехал с острова. Если он был шпионом, то должен был располагать средствами для побега. В конце концов, это же не простой вор, - сказала она. – Не думаю, что он станет возвращаться за тапочками».