Москва. После тяжелого кризисного года немецкие предприниматели вновь с оптимизмом оценивают конъюнктуру в России. Об этом свидетельствуют результаты опроса германо-российской внешнеторговой палаты (ВТП), проведенного среди 50 крупнейших немецких предприятий в России. 60 процентов опрошенных компаний рассчитывают на увеличение оборота в этом году. Только 16 процентов немецких фирм настроены пессимистично и ожидают сокращения объемов производства. Вновь показывают движение вверх такие наиболее пострадавшие во время экономического кризиса отрасли как автомобилестроение и строительство. Спрос на автомобили в России в настоящее время превышает производственные мощности, говорит представитель немецкой автомобильной компании.
Значительно менее оптимистично, чем показатели объемов производства, эти менеджеры оценивают модернизационный курс президента Дмитрия Медведева. 55 процентов опрошенных не заметили каких бы то ни было позитивных изменений, тогда как 30 процентов увидели их первые признаки. В то же время только каждый седьмой из опрошенных говорит о том, что курс Кремля на модернизацию может позитивно сказаться на его бизнесе. Главными препятствиями для развития современной экономики, по мнению принимавших участие в опросе, являются хронические российские болезни: чрезмерная бюрократизация и всеобщая коррупция.
Россия, которая во время экономического бума была важным рынком сбыта для немецкой экспортной экономики, после наступления кризиса наиболее сильно пострадала по сравнению с большинством других сопоставимых с ней государств. И уже эксперты выражают сомнение относительно того, стоит ли продолжать причислять Россию к динамично развивающимся странам группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)?
В прошлом году валовой национальный продукт в России сократился на целых 7,9 процента, однако в этом году вновь наметился рост. По данным недавно опубликованного прогноза Международного валютного фонда, рост российской экономики в этом, а также в следующем году будет ниже уровня развития мировой экономики. Согласно этим данным, мировая экономика будет расти на 4,8 процента. Тогда как российская экономика в 2010 году прибавит только 4 процента, а в 2011 году – 4,3 процента.
Если упадут цены на нефть и природный газ, то Россия будет вынуждена довольствоваться только 2 процентами роста, говорит заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. «В принципе, это было бы равносильно стагнации и потере конкурентоспособности по сравнению с другими проводящими реформы государствами, стремящимися к модернизации», предупредил бывший министр финансов Михаил Задорнов. Вместе с тем у России имеется пространство для маневра, поскольку ее государственный долг составляет всего 10,5 процента от валового внутреннего продукта, тогда как в среднем в Европейском Союзе этот показатель равняется 79,6 процента. Из-за своей зависимости от сырьевых товаров российская экономика продолжает оставаться уязвимой. Уже существует угроза увеличения инфляции – в 2010 году, по существующим оценкам, она может достичь 9 процентов, - и это может подорвать надежды на рост, который обеспечивается за счет инвестиций.
Правительство под руководством премьер-министра Владимира Путина надеется на выздоровление экономики в среднесрочной перспективе. Так, например, министр финансов Алексей Кудрин считает, что российская экономика, начиная с 2013 года, вновь будет показывать рост от семи до восьми процентов. Кудрин, однако, назвал одно условие: для этого должны быть созданы «новые факторы роста». Иначе говоря: российская экономика должна освободиться от своей зависимости от нефти и газа.