БЕРЛИН. Накануне саммита лидеров Германии, России и Франции, который пройдет в понедельник во французском Довиле, Москва высказывает просьбу о своем регулярном участии в работе комитета Евросоюза, отвечающего за разработку внешней политики ЕС.
"Мы хотим, чтобы Россия и ЕС имели возможность принимать совместные решения, - заявил в выходные в телефонном интервью International Herald Tribune из Брюсселя постоянный представитель РФ в Евросоюзе Владимир Чижов, - я не думаю, что буду присутствовать на каждом заседании комитета по политике и безопасности; но должен существовать какой-то механизм, позволяющий нам предпринимать совместные шаги".
Такой механизм серьезно изменил бы характер взаимоотношений между ЕС и Россией, которые сдерживаются разногласиями внутри этого включающего 27 стран-членов блока. Разногласия существуют по поводу того, как вести себя по отношению к России. Кроме того, этот механизм помог бы пойти навстречу российским призывам о создании новой архитектуры безопасности. Данная мера имеет целью получение Россией более весомого права голоса по стратегическим вопросам, касающимся Европы.
"Мы хотим, чтобы наши отношения с ЕС были официально оформлены через комитет по политике и безопасности, чтобы они стали более эффективными", - заявил Чижов.
Похоже, что Германия готова идти таким путем.
Когда канцлер Германии Ангела Меркель встречалась в июне с российским президентом Дмитрием Медведевым неподалеку от Берлина, оба лидера предложили создать новый орган с названием комитет по политике и безопасности ЕС и России. Новый комитет будет состоять из министров иностранных дел РФ и государств ЕС. В его состав войдет также глава внешней политики Евросоюза британка Кэтрин Эштон (Catherine Ashton).
По словам Чижова, инициатива создания такого комитета принадлежит лидеру консервативных социал-демократов Меркель. Это предложение всколыхнуло другие страны, входящие в ЕС.
"До недавнего времени власти Германии сосредоточивали все внимание на экономических взаимоотношениях с Россией и на проведении более прагматичной политики - в отличие от социал-демократов, которые в свое отношение к этой стране включали также идеологическую составляющую, - говорит аналитик по России из брюссельского отделения Германского института международной политики и безопасности (German Institute for International and Security Affairs) Сьюзан Стюарт (Susan Stewart), - внимание к безопасности, безусловно, вызвало удивление у партнеров Германии по ЕС".
Как говорят аналитики, Меркель поняла, что Евросоюз нуждается в сотрудничестве с Россией по проблемам безопасности, потому что укрепление Совета Россия-НАТО, который призван обсуждать такие вопросы, ни к чему не привело. Кроме того, как говорят немецкие и российские дипломаты, Меркель удалось наладить тесные связи с Медведевым, в отличие от его предшественника и нынешнего премьер-министра Владимира Путина, с которым у Меркель были непростые отношения.
Однако Россия должна дать что-то взамен на вхождение в институты ЕС.
Меркель сказала в июне Медведеву, что Германия хочет от России содействия в разрешении сохраняющегося конфликта в Приднестровье, которое является источником нестабильности на юго-восточных рубежах Европы. Об этом сообщают представители аппарата канцлера и министерства иностранных дел.
Приднестровье, являющееся частью Молдавии, соседствующей с членом ЕС Румынией, находится под властью пророссийского националистического движения, которое добивается независимости от Молдавии. В этом регионе "из соображений безопасности" расквартировано более 1100 российских военнослужащих, говорит Чижов. Он признает, что Приднестровье "считается пилотным проектом" в улучшении отношений с Евросоюзом.
По мнению аналитиков, Германия в отношениях с Россией реализует двойную стратегию.
"Мне кажется, здесь в игру вступают два фактора, - говорит Стюарт, - первый это то, что Германия готова настаивать на проведении диалога в масштабах ЕС по медведевскому предложению о безопасности. А второй это то, что до начала такого диалога Россия должна продемонстрировать какой-то жест в отношении Приднестровья. Если там будет достигнут какой-то прогресс, это подаст Евросоюзу сигнал о том, что Россия может принимать меры по данному конфликту".
Динамику таких взаимоотношений обсудят в понедельник и во вторник в Довиле Меркель, Медведев и президент Франции Николя Саркози.
"Этот саммит важен, потому что Франция и Германия считаются локомотивом европейской интеграции", - говорит Чижов. По словам французских дипломатов, Саркози также хочет подтянуть Россию поближе к Европе.
Однако, как считают аналитики по проблемам безопасности, ключ к улучшению отношений между Евросоюзом и Россией находится в руках у Германии – самого близкого политического и экономического партнера России в составе ЕС.
Такой трехсторонний саммит проводится впервые с момента прихода к власти в 2005 году Ангелы Меркель, одержавшей победу над социал-демократом Герхардом Шредером.
"Меркель прекратила проведение таких саммитов из-за существовавшего отношения к ним", - говорит эксперт по России из берлинского Совета по международным отношениям Германии (German Council for Foreign Relations) Александр Рар.
Шредер регулярно проводил трехсторонние саммиты с участием президента Франции Жака Ширака и Путина. Вместе эти три лидера возглавили расколовшую Европу оппозицию против американского вторжения в Ирак.
Встречи проходили без согласования с другими странами-членами ЕС, что вызывало критику со стороны ряда восточноевропейских государств, особенно Польши и стран Балтии. Они опасались, что их безопасность окажется под угрозой, если Франция, Германия и Россия возродят политику сфер влияния. В результате серьезно испортились отношения между Польшей и Германией.
После избрания Меркель эти отношения существенно улучшились. Что более важно, были восстановлены отношения Польши с Россией, и именно по этой причине возобновление встреч в верхах с участием Франции Германии и России не вызывает у Польши беспокойства.
"Наши взаимоотношения с Германией сегодня намного улучшились", - говорит президент варшавского Центра международных отношений (Center for International Relations) и бывший посол Польши в Германии и США Януш Рейтер (Janusz Reiter).
Однако, по словам российского представителя в ЕС Чижова, сближение между Брюсселем и Москвой произойдет не мгновенно.
"Давайте посмотрим, что произойдет в Довиле", - предлагает он.