Многие россияне предпочли бы никогда не слышать об Афганистане. Однако сейчас, два десятилетия спустя после унизительного ухода Советского Союза из страны, НАТО хочет, чтобы Россия в нее вернулась. План, поддержанный генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном (Anders Fogh Rasmussen), предусматривает, что Москва будет поставлять афганским войскам и силам НАТО вертолеты, обучать афганские силы национальной безопасности и участвовать в программах по обеспечению безопасности границ и борьбе с наркоторговлей.
Российский президент Дмитрий Медведев хочет заключить соответствующее соглашение на предстоящем в этом месяце саммите НАТО в Лиссабоне. Таким образом, Москва и НАТО надеются покончить с давней враждой. «Саммит может стать новым началом», - считает Расмуссен. Однако цена этого «нового начала» будет высокой, и Москва явно выиграет больше, чем Запад. В обмен на помощь, Москва хочет добиться ограничений на размещение в странах бывшего советского блока подразделений НАТО численностью больше, чем в три тысячи человек. Кроме того, она требует ограничить количество авиации в Восточной Европе и – что самое спорное – хочет получить право вето на переброску в Центральную Европу, на Балканы и в Прибалтику дополнительных крупных соединений западных сил. В целом, если НАТО пойдет на уступки, это серьезно упрочит позиции Медведева в российском «ближнем зарубежье».
Разумеется, маловероятно, что Медведев получит все, что он хочет. Однако, даже если он удовольствуется меньшим, что же получит НАТО? Хотя сугубо символически соглашение станет важным шагом, на деле оно мало что даст, кроме того, что Москва не будет теперь мешать логистике НАТО в Средней Азии. Тем не менее, Расмуссен все равно хочет покончить с конфронтацией, отделяющей пророссийскую Германию от Франции и многих из новых членов НАТО, прошлое которых заставляет их с глубоким подозрением относиться к Москве.
Кремль, между тем, ищет друзей в Кабуле в надежде получить выгодные контракты на строительство и разработку месторождений после ухода войск США и коалиции. Кроме того, Москва отчаянно хочет остановить приток наводнившего страну афганского героина. Конечно, полноценную перезагрузку отношений между Россией и НАТО можно только приветствовать. Однако если она отрицательно скажется на способности НАТО защищать своих наиболее уязвимых членов, они могут задаться вопросом о том, какой в таком случае смысл вообще состоять в альянсе.