На прошлой неделе Британия и Франция объявили, что они начинают эпоху нового военного сотрудничества, которое поможет им сохранить военную мощь, несмотря на сокращение оборонных бюджетов. Их план подразумевает объединение программ, связанных с разработкой ядерного оружия и других дорогостоящих оборонных исследовательских проектов, совместную эксплуатацию авианосцев во время кризисов и совместную подготовку сил быстрого реагирования, чтобы они могли сражаться вместе под единым командованием.
Несмотря на весь свой новаторский характер, эта инициатива двух сильнейших в военном отношении европейских держав, входящих в НАТО, не поможет решить самую насущную в настоящий момент задачу альянса – расширить европейские контингенты, которые могут участвовать в будущих боевых и миротворческих операциях. Пока непропорционально большая доля этого бремени по-прежнему лежит на плечах Соединенных Штатов.
Сейчас Америка держит в Афганистане 100 000 солдат, и 90 000 из них сражаются под командованием НАТО. Британия, вторая страна по размеру контингента, направила в страну 9500 солдат. Франция, четвертая, - 3750. (Германия, третья, - 4388). Британия уже объявила, что она планирует сократить число солдат, которых она будет в дальнейшем посылать на операции НАТО. Франция по-прежнему надеется сэкономить достаточно средств на других статьях расходов и избежать подобного сокращения, однако она явно должна вносить больший вклад, чем вносит сейчас.
Пентагон может легко снабдить НАТО всеми авианосцами и ядерными бомбами, которые могут когда-либо понадобиться альянсу. Однако НАТО нужно больше солдат, и эту потребность США удовлетворяют с трудом.
Британии и Франции имело бы смысл сэкономить на авианосцах, полезность которых сомнительна, и на сохранении ядерного оружия, которое им на самом деле не нужно. Сейчас над Европой нависли совсем другие угрозы. После 11 сентября 2001 года европейские города неоднократно страдали от действий террористов «Аль-Каиды», и сейчас им угрожают новые теракты.
Британии и Франции следовало бы потратить деньги, которые они сэкономят на статусном оружии прошлого века, на то, чтобы увеличить число солдат боевых подразделений, инструкторов и миротворцев, которых они могут выделить для участия в операциях НАТО – например, таких, как афганская операция. Это укрепит жизненно важный альянс, который сейчас разрушает неравномерное распределение бремени. К тому же, это поможет направить ресурсы обеих стран на наиболее насущные военные нужды 21 века.