По мере того, как 16 стран зоны евро пытаются навести порядок с бюджетными дефицитами, в Европе нарастает новая волна ужесточения мер по экономии средств.
По правилам, принятым в ЕС, дефицит не должен превышать 3% ВВП, поэтому цель для всех "должников" - достичь этого уровня к 2014-2015 годам.
В Ирландии дефицит бюджета, если учитывать задолженность банков, составляет более 30% ВВП. Правительство вынуждено просить о помощи у ЕС и МВФ, а за это обязуется сократить дефицит и сэкономить 15 млрд евро. Премьер-министр огласил детальный план на последующие 4 года.
Все это должно вселить уверенность в инвесторов и кредиторов в том, что "болезнь" не перекинется на другие страны Европы.
Но непосредственно вслед за Ирландией в очередь за помощью уже фактически выстроились Португалия и Испания, хотя правительства обеих стран категорически отрицают ее необходимость. Ирландские власти, впрочем, тоже держались стойко - до поры, до времени...
Очередь за пособием?
Более того, Португалия стремится отмежеваться от того, что происходит в Ирландии, утверждая, что не имеет сходных проблем с задолженностью в банковском секторе.
Однако бюджетный дефицит страны в октябре опять вырос, несмотря на объявленные ранее меры по его урезанию - до 7.3% ВВП в текущем году и 4.6% в 2011. При этом и рост ВВП по официальным прогнозам замедлится в следующем году до 0,2% с нынешних 1,3%. Нынешние забастовки также не способствуют стабильности.
В Испании, экономика которой значительно превышает по объемам и ирландскую, и португальскую вместе взятые, тем не менее, тоже пока нет ясной картины. Непонятно, что происходит с обещаниями урезать прошлогодний дефицит в 11% ВВП до 9,3% в 2010 году, а затем и до 6% - в 2011.
И эта неясность отразилась на том, что очередной выпуск краткосрочных гособлигаций Испании не пользовался успехом у инвесторов, а доходность облигаций со сроком погашения в 10 лет опять достигла максимумов, которые наблюдались в июне на волне последствий греческого кризиса.
Проблема - в банковской задолженности Испании и Португалии, которая вызывает недоверие на рынках, несмотря на то, что по размерам несравнима с ирландской.
Но инвесторы остались недовольны и ирландским планом по жесткой экономии: в условиях высокой задолженности, объявленные сокращения приведут в лучшем случае к стагнации, в худшем - к рецессии в экономике.
В качестве аргумента приводят в пример Грецию, которой была оказана помощь, но она, тем не менее, недовыполнит на 1,5% поставленную цель по сокращению дефицита - из-за проблем с собираемостью налогов, неэффективности работы госсектора и системы здравоохранения.
Другие страны, получившие помощь в том или ином виде от ЕС, а именно, Венгрия, Латвия и Румыния, тоже пока не справляются полностью с проблемными дефицитами.
Диагноз ясен, прогноз - пессимистичный
Рынки реагируют нервно на любые новости из Европы, обязательства стран по задолженностям растут, курс евро падает, и многие аналитики указывают, что риск распространения "периферийной недостаточности" сейчас достаточно велик.
По самым мрачным сценариям, помощь Ирландии, а затем Португалии и Испании в конечном итоге не сработает, рынки полностью потеряют доверие к так называемым периферийным странам Европы. При этом богатые страны ЕС, наконец, воспротивятся бесконечным денежным вливаниям и потребуют реструктуризации долгов.
А это означает дефолты по долговым обязательствам, финансовую нестабильность, за которой воспоследуют и социальные беспорядки. Инвесторы начнут отказываться от евро в пользу более надежных вкладов. В конечном итоге, еврозона окажется на грани распада.
"В ближайшие несколько лет возникнет так называемая двухуровневая Европа, в которой Германия, Франция и, возможно, страны Бенилюкса останутся в зоне евро, а остальные, включая Италию, вновь обретут ту или иную степень самостоятельности", - прогнозирует эксперт, партнер в инвестиционной компании BGC Дэвид Бьюик.
Оптимистичный сценарий предусматривает выполнение всех взятых на себя обязательств "проблемными" странами, восстановление доверия на кредитных рынках, подкрепляемое ростом мировой экономики в целом, стабилизация в сфере финансов и торговых балансов. Однако мало кто из экспертов на сегодняшний день подпишется под таким прогнозом.
Более вероятен некий промежуточный сценарий, при котором будут предприниматься временные целевые меры. Именно так произошло при создании специального Европейского фонда финансовой стабильности в 750 млрд евро в условиях угрозы греческого дефолта.
И если не возникнет форс-мажорных обстоятельств и явных перекосов в финансах или торговле, возможно, Европа - с Божьей помощью и на честном слове - выкарабкается.