В своем наводящем на размышления прогнозе старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Эдвард Лукас ожидает ощутимого падения России к 2020 году, при этом по его мнению российский спад поставит страну ниже Бразилии, Индии и Китая. В то же время Центральная Европа будет на подъеме, а три страны Балтии "обгонят неповоротливые и обремененные долгами страны Южной Европы".
Как будет выглядеть Центральная Европа в 2020? Для начала, НАТО будет слабее! Война в Афганистане стала большой проверкой для альянса. Если он не может проводить боевые операции в удаленных странах, он не стоит своих денег. Европейские члены НАТО в основном провалили тест – неудача, значительно большая, чем в Ираке. В той войне можно было обвинить опрометчивость Джорджа Буша и некомпетентность Пентагона под руководством Дональда Рамсфельда. Даже в самой Америке война в Ираке вызвала серьезные разногласия.
Афганистан – другое дело. Идея борьбы с талибами имела широкую поддержку в Европе. И правда, именно левацки настроенные европейцы громче всех кричали, требуя международного вмешательства в связи с нарушениями базовых прав человека движением Талибан. И сейчас именно Европа провалила тест. Слишком ограниченная различными протестами и ходатайствами в проведении крупных боевых действий и слишком культурно далекая от Афганистана, чтобы проводить в массовом порядке обучение и подготовку, европейцы (за некоторым исключением в виде уважаемых Польши, Балтии и Британии) выглядят с американской точки зрения как бесполезный актив.
Европейцы отвечают спокойствием. Будучи очень снисходительными сами к себе, они хотят видеть совсем другую, более признательную и благодарную Америку в виде союзника, и хорошо бы еще другие войны: лучше всего легкие. Никто не говорит сейчас о том, что НАТО распадется, но милостивое пренебрежение не лучше. В 2010 НАТО напоминает брак, где муж и жена договорились провести отпуск по раздельности. Следующей стадией станут отдельные спальни и банковские счета. К 2020 они будут встречаться только за завтраком, чтобы поспорить о счетах за коммунальные услуги. Если штаб-квартира НАТО и Верховное главнокомандование союзнических сил в Европе к 2020 году еще будут существовать, это будут сжатые и более дешевые версии их же самих сегодняшних. Это нанесет удар по рынку недвижимости на окраинах Брюсселя, а также по личному финансовому планированию некоторых военных бюрократов. Но больше почти никто не заметит. У НАТО уже давно истек "срок годности".
Опустошение НАТО не будет означать, что Америка перестанет быть вовлеченной в европейскую безопасность. Но она поменяет формат своего участия. Европа попытается справиться со многими вызовами и угрозами своей безопасности собственными силами. И наибольшего успеха удастся достичь на западе Балкан. К 2020 году большинство осколков бывшей Югославии и Албания будут в ЕС. Даже в самых сложных случаях, таких как, например, Босния и Герцеговина, вхождение в Евросоюз скорее всего состоится. 30 лет спустя после того как прозвучали первые выстрелы в войнах за югославское наследство, европейская мягкая сила может торжествовать. Америка при этом не получит благодарности, которую заслуживает, но сможет провозгласить на западе Балкан что-то вроде "миссия выполнена". Турция отбросит свои ожидания относительно ЕС, но установит вариант ассоциированного членства по типу Норвегии. Большим делом для ЕС в 2020 будет проблема возродить евроэнтузиазм в Турции и на Украине. Грузия тоже будет колотить в дверь, а при том, что там будут более высокие стандарты жизни и лучшее правительство, чем у некоторых членов ЕС, трудно будет сказать "нет".
В числе остаточных элементов американской вовлеченности в европейские дела наивысшем приоритетом будет самый северный и арктический регионы, Норвегия будет самым важным партнером в области безопасности (возможно даже более важным чем Канада, которая, в стиле Германии, может решить приютиться к России). Дания, за счет своей связи с Гренландией, тоже будет играть значительную роль, ну и Британия (предполагая, что сокращения затрат на оборону не полностью уничтожат флот). Самой горячей темой станут соглашения по разработке полезных ископаемых на верхушке мира: можно ожидать большого числа конференций, если нам повезет, или же международных исков и даже морского противостояния, если не повезет.
Нефть и Израиль станут залогом того, что Америка также сохранит свое присутствие на востоке Средиземноморья и в районе Черного моря. Это будет означать поддержание существования морских баз в дружественной, если не безразличной Италии, и возможно где-нибудь еще. Такие страны как Азербайджан или Грузия будут объектом сохраняющегося американского интереса (хотя борьба с переменным успехом будет уже скорее с Китаем нежели с Россией). Но энергорынок Европы будет в хорошей форме. Технологические перемены сделают нетрадиционные формы углеводородов более дешевыми в использовании. Российская монополия на поставки газа с востока на запад по трубам превратится скорее в скучный пережиток прошлого, нежели в угрозу. Большим поводом для беспокойства станет не сила России, а ее слабость. Центральноазиатские страны будут экспортировать уже прямо на Запад и в Китай, а Россия будет бороться за соответствие ситуации своим экспортным ожиданиям.
Спад России станет к 2020 году ощутимым. Военная модернизация провалится. С человеческой точки зрения, набор и обучение ста с лишним тысяч военнослужащих сержантского состава (единственный наиболее важный элемент в переходе на профессиональную, гибкую, мобильную, современную армию) окажется невозможным. Военно-промышленный комплекс будет продолжать клониться к закату, и по-прежнему не сможет поставлять то вооружение и те платформы, которые будут нужны России. Россия будет закупать какое-то оружие за рубежом (предвестником этого является заказ на "Мистрали" из Франции). Но у нее не хватит денег, чтобы купить все, что необходимо. Ее нефтяные доходы также будут падать, по мере того как недостаток инвестиций в разведку нефти и газа и в разработку месторождений начнет давать свои плоды.
Упав ниже Бразилии, Индии и Китая, она будет стараться держаться вровень с развивающимися экономиками второго уровня, такими как Вьетнам и Нигерия. Она будет во все большей степени зависеть от своего уменьшающегося арсенала ядерного вооружения (как боевого, так и стратегического) в виде компенсации за недостатки своих обычных вооружений. Ее возможности по демонстрации силы за пределами своих границ будут колебаться в диапазоне от слабых до никаких.
Но Россия будет оставаться по-прежнему угрозой для своих соседей. Остаточная вовлеченность Америки в вопросы безопасности в Европе будет проявляться в Балтийском регионе: Эстония, Латвия, Литва и Польша являются единственными компонентами НАТО, которым действительно нужна защита от России. Но к 2020 году эта самая страховка будет включать главным образом беспилотники, солдат-роботов, элементы противоракетной обороны, устройства по созданию радиоэлектронных помех, а также ресурсы человеческого разума, нежели солдатские сапоги.
Архитектура европейской безопасности будет по-прежнему находиться в беспорядке. Новые планы никуда не приведут; старые организации, такие как ОБСЕ, не будут работать. Но это мало кого будет волновать. Самыми важными в политике безопасности будут скорее борьба с терроризмом, кибербезопасность и нелегальная иммиграция, нежели размещение вооруженных сил в борьбе с потенциальной военной угрозой. Рано или поздно что-то пробудит Европу от ее постмодернистских заблуждений. Но я не думаю что это произойдет к 2020 году.
ЕС остается лучшим местом для жизни в мире в том, что касается качества жизни, медицинского обслуживания, образования и инфраструктуры. Но его север будет чувствовать себя лучше, чем юг. Восемь "экс-коммунистических" членов к 2020 году избавятся от этой метки. Страны Центральной Европы и три государства Балтии превзойдут неповоротливые и обремененные долгами экономики Португалии, Греции и Испании, и будут быстро продвигаться к уровню Италии. Этими странами будут управлять люди, у которых о коммунистических временах будут лишь слабые воспоминания детства, или вообще ничего. Они будут требовать того же качества государственных и общественных услуг, что и в соседних странах, и будут получать его. Все примут евро (хотя некоторые страны Южной Европы могут наоборот от него отказаться).
Европа будет выглядеть по-другому в 2020: больше разнообразия и больше мусульман среди молодого поколения, по-прежнему белые и нерелигиозные люди в старших возрастных эшелонах. Но это будет силой, а не слабостью. Полярные этнические и религиозные гетто в некоторых городах континентальной Европы будут постепенно размываться: будущее будет выглядеть скорее как сегодня Лондон, нежели как Антверпен. Самые большие социальные проблемы будут на востоке, а не на западе Европы: судьба быстро растущего цыганского населения в Болгарии, Чехии, Венгрии, Румынии и Словакии. Даже при условии облегченной политики, Европа и в 2020 году будет по-прежнему бороться с последствиями десятилетий пренебрежения к проблемам такого плана.
Эдвард Лукас – старший редактор в издании The Economist и старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA).
Выраженные в данной статье мысли являются мыслями автора и не обязательно отражают точку зрения Центра анализа европейской политики.