Краткая справка
Российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин проводят активные дипломатические усилия, нацеленные на Польшу, Италию и Европейский Союз. Эти попытки начались вскоре после прохладного саммита в Лиссабоне, который оставил у многих членов НАТО ощущение того, что их альянс становится все более ненужным. Усилия российского руководства направлены на то, чтобы укрепить взаимоотношения Москвы с ключевыми европейскими игроками, не ограничиваясь Францией и Германией, а также создать условия для восстановления позиций России в ближнем зарубежье.
Анализ
6 декабря российский президент Дмитрий Медведев прибыл в Польшу с двухдневным государственным визитом. Этот визит состоялся на фоне бурной дипломатической активности России в Европе. Перед визитом Медведева в Польшу российский премьер-министр Владимир Путин и Медведев принимали итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони в Сочи. А после своего визита в Варшаву российский президент отправится в Брюссель на саммит Россия-ЕС.
Отношения России с европейскими тяжеловесами Францией и Германией находятся в самом лучшем состоянии за многие десятилетия. Это дает Москве возможность сосредоточить свои усилия на других крупных игроках Европы. Польша, Италия и Евросоюз не столь значимы, как Франция и Германия, но все они по-своему важны для Москвы. Важен выбор времени для проведения московского дипломатического наступления: оно началось после весьма прохладного саммита НАТО в Лиссабоне, где альянс составил и утвердил свою Стратегическую концепцию. Она оставила у многих членов НАТО – особенно из Центральной Европы - ощущение того, что их альянс становится все более ненужным. Европа, похоже, откликается на заигрывания России, и Москва старается сделать так, чтобы ее отношения со всеми основными европейскими игроками были солидными и основательными.
Польский фронт
Целью визита Медведева в Варшаву 6-7 декабря было заключение с Польшей ряда коммерческих и стратегических соглашений. Вместе с президентом в поездку отправились шесть российских министров, два губернатора, руководители ряда крупных компаний, включая «Лукойл» и «Газпром», а также российский генпрокурор. Этим визитом увенчалось 15-месячное ухаживание за Польшей, которое по воле случая совпало с 70-й годовщиной вторжения в эту страну советских и немецких войск. Когда в сентябре 2009 года отмечалась эта годовщина, Путин посетил Гданьск, где принял участие в памятной церемонии, а также написал в польской газете Gazeta Wyborcza статью под заголовком «Письмо полякам». В ней он осуждает Пакт Молотова-Риббентропа (договор о ненападении между Германией и Советским Союзом). После проявления дружеских чувств со стороны Путина 7 апреля состоялась совместная церемония в память о жертвах Катынской трагедии, в которой участвовал польский премьер-министр Дональд Туск. Это событие из истории серьезно отравляло российско-польские отношения. А затем было массовое излияние чувств скорби и сострадания после крушения самолета польского президента под Смоленском 10 апреля; было официальное содействие со стороны российского государства в расследовании катастрофы.
После этих первых усилий отношения между Россией и Польшей продолжали улучшаться. В начале 2010 года была заключена, а в октябре окончательно оформлена и утверждена крупная газовая сделка между Варшавой и Москвой, которые совместно противостояли юридическим претензиям со стороны Евросоюза, пытавшегося заставить российский энергетический гигант «Газпром» и его польского партнера компанию PGNiG отказаться от контроля над польским участком трубопровода «Ямал-Европа». Переговоры, в которых Россия и Польша выступили против Евросоюза, еще больше сблизили Москву и Варшаву. Продвинулась вперед и совместная работа по вызывавшим большие эмоции историческим вопросам взаимоотношений двух стран. 26 ноября российская Дума признала, что массовый расстрел польских офицеров под Катынью в 1940 году является преступлением, совершенным по приказу советского руководителя Иосифа Сталина, и что опубликованные на сегодня документы об этом инциденте не раскрывают в полной мере «масштабы той ужасной трагедии».
Визит Медведева также продемонстрировал прогресс в сотрудничестве по практическим вопросам, которое обладает потенциалом для расширения и распространения на деловые и торговые отношения. Во время визита президента ведущие нефтяные компании России «Роснефть», «Газпром нефть» и ТНК-ВР проявили интерес к покупке второго по величине польского нефтеперерабатывающего концерна Lotos (руководители всех трех компаний находятся в Варшаве в составе российской делегации). Такая сделка стала бы важным стратегическим шагом России по обретению контроля над ключевыми энергетическими активами в Центральной Европе, а также демонстрацией того, что свои жесты доброй воли Москва способна подкреплять денежными вложениями. В Польше в настоящее время проводится масштабная кампания приватизации, целью которой является получение капитала для сокращения бюджетного дефицита, и Россия хотела бы воспользоваться этой возможностью для покупки ключевых польских предприятий. Москва также заинтересована в участии Польши в ее усилиях по модернизации российской экономики.
С точки зрения Москвы, отношения с Польшей всегда будут в определенной степени напряженными. Варшава не откажется от своей многовековой подозрительности ради 15 месяцев добрососедских отношений. На самом деле, несмотря на улучшение взаимоотношений, польские дипломаты по-прежнему проталкивают вперед инициативу ЕС «Восточное партнерство», хотя Россия публично заявила, что против ее реализации в сфере своего влияния – на Украине и в Белоруссии, которые Москва считает по сути дела своими сателлитами. Кроме того, председатель Европейского парламента и бывший премьер-министр Польши Ежи Бузек (Jerzy Buzek) посетит 10 декабря Молдавию. Молдавия также имеет большое значение для стратегических интересов России. А визит Бузека состоится сразу после весьма непростых молдавских выборов, которыми Россия надеется воспользоваться для усиления своего влияния на эту страну.
Недовольство у России вызвало и недавнее заявление Польши о том, что она намерена разместить у себя американские самолеты F-16, а также состоявшийся 30 сентября визит польского министра обороны Богдана Клиха (Bogdan Klich) в Вашингтон, во время которого он попросил Соединенные Штаты проявлять больше интереса к обороне Польши и даже развернуть там на постоянной основе американские войска. А польский президент Бронислав Коморовский после встречи с Медведевым отправится с визитом в Вашингтон. Очевидно, этот визит должен стать для Москвы сигналом о том, что хотя отношения между Польшей и Россией улучшаются, польские связи с Америкой по-прежнему имеют важнейшее значение.
Таким образом, дипломатическое наступление Москвы на Польшу не имеет целью полностью исправить отношения с Варшавой. Возможно, этого не произойдет никогда. Скорее всего, это попытка свести до минимума активность Польши в российской сфере влияния и устранить постоянное препятствие для развития отношений между Россией и ЕС, каким является Варшава. Польша это крупное государство в составе ЕС, и в прошлом она не раз мешала сотрудничеству между Россией и Евросоюзом. Россия хочет добиться того, чтобы отношения между Москвой и Варшавой были достаточно комфортными, и чтобы Польша в таких условиях воздерживалась от своей активности. Положительно в этом плане и то, что Туск с Коморовским продолжают укреплять свои позиции в стране, выступая против открыто антироссийской партии «Право и справедливость», совсем недавно потерпевшей очередное поражение на выборах в местные органы власти. Сейчас она удивленно взирает на другую мятежную партию, стремящуюся занять ее позиции на правом фланге польской политики.
Тем не менее, активность Польши в Восточной Европе возрастает, и особенно это заметно на Украине и в Белоруссии. Когда Польша во второй половине 2011 года начнет председательствовать в ЕС, Москва будет надеяться на то, что Варшава сведет до минимума деятельность «Восточного партнерства» на российской периферии. Нет никакой уверенности в том, что Польша понимает, насколько серьезно Россия смотрит на это. Вполне может так случиться, что в 2011 году данный вопрос снова станет камнем преткновения между Россией и Польшей.
Итальянский фронт
3-4 декабря Медведев провел переговоры с Берлускони в черноморском городе Сочи. К ним присоединился Путин, когда они осматривали среднемагистральный российский самолет «Сухой Суперджет 100». 6 декабря Путин заявил, что Италия готова в больших количествах закупать эти машины. Если крупная экономическая держава Запада возьмет на себя обязательство по закупке нового авиалайнера, это станет крупным прорывом для компании «Сухой». Во время визита в Россию Берлускони также согласился провести в 2011 году совместно с Россией военные учения. Это весьма необычная практика во взаимоотношениях между Россией и страной-членом НАТО. Кроме того, он дал согласие на производство в России по лицензии военных грузовиков IVECO для поставки на экспорт в страны СНГ. Также во время визита было заключено соглашение между российской энергетической компанией «ИнтерРАО» и итальянской Enel.
Средства массовой информации освещали визит Берлускони в контексте опубликованных недавно WikiLeaks секретных дипломатических телеграмм США, которые свидетельствуют о тесных взаимоотношениях между Москвой и Римом. В некоторых телеграммах упоминается о близких отношениях между Путиным и Берлускони, а также звучат предположения о том, что итальянский премьер получает личную выгоду от таких взаимоотношений. В телеграммах также звучит намек на тесные связи между «Газпромом» и итальянским энергетическим гигантом ENI.
STRATFOR следит за этими взаимоотношениями на протяжении многих лет. ENI и «Газпром» сотрудничают в предлагаемых к реализации трубопроводных проектах «Южный поток» и «Голубой поток». ENI принадлежит 19,6 процента акций российской энергетической компании «СеверЭнергия», где владельцем основного пакета выступает «Газпром». Эта итальянская корпорация также участвует в сахалинском проекте и в трубопроводном проекте «Северный поток», осуществляемом Россией и Германией, действуя в нем через свою дочернюю строительную компанию Saipem. ENI в прошлом предлагала «Газпрому» долю в своем трубопроводе Greenstream, по которому природный газ из Ливии подается через Сицилию в Европу. Считается, что этот газопровод помог европейским странам диверсифицировать поставки и снизить зависимость от российского газа.
Италия в стратегическом плане не так важна, как Польша, Германия и Франция. Однако это крупное государство, член Евросоюза, а также важный участник блока НАТО и четвертая в Европе экономика. Следовательно, налаживать прочные связи с Римом имеет смысл для Москвы, если она хочет жить в добрых отношениях со всеми крупными странами-членами ЕС, укрепляя собственные позиции на своей периферии.
Далее, хотя географическое положение Италии в центре Средиземного моря в 21-м веке уже не имеет такого стратегического значения, как в прошлом, она является важным транзитным маршрутом для поставки газа из Северной Африки в Европу, создавая альтернативу российским поставкам через восточноевропейские страны-транзитеры. В связи с этим «Газпром» наладил чрезвычайно тесные взаимоотношения с ENI, в том числе, с руководством компании на личном уровне. Цель такого сближения – сделать так, чтобы итальянская и российская энергетические стратегии были синхронизированы. Италия также является важным импортером российского газа – вторым в Европе после Германии. Можно утверждать, что Италия зависит от газа из России даже больше, чем Германия, поскольку там существенно большая доля электроэнергии вырабатывается за счет сжигания природного газа.
Свой визит в Россию Сильвио Берлускони совершил в трудное для себя время. Его партнеры по коалиции отходят от него, закрепляясь на собственных позициях и готовясь к сражению за власть. Берлускони любит похвастаться своими отношениями с Ливией и Россией, называя это сильной стороной Италии. По этой причине Италия становится незаменимой для ЕС страной, поскольку, будучи членом Евросоюза, она умеет ладить с трудными поставщиками энергоресурсов. Да и внутри страны на руку Берлускони играет то, что он умеет показать: ему хватает дипломатической сообразительности и проницательности, чтобы находить общий язык с Путиным и Медведевым.
Фронт ЕС
После встреч с польским руководством Медведев 7 декабря направится в Брюссель на саммит Россия-ЕС, который пройдет с участием президента ЕС Хермана Ван Ромпея и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. В повестке дня будет вопрос об отмене визового режима ЕС для России, что является важным внутриполитическим моментом для Москвы, а также поддержка ЕС в вопросе вступления России во Всемирную торговую организацию, по поводу чего Москва не испытывает особой тревоги.
Самый важный для России момент в отношениях с Евросоюзом – обеспечить, чтобы различные институты ЕС, в частности, Еврокомиссия, не очень активно стремились сдерживать рост российского влияния в Европе, особенно в области энергетики. Еврокомиссия попыталась осадить Россию, выступив против газовой сделки между Варшавой и Москвой, и теперь Россия хочет получить возможность сдерживать такую активность. Следовательно, этот визит можно рассматривать как попытку найти взаимопонимание с чиновниками Евросоюза, которые зачастую занимают немного антироссийскую позицию, если сравнивать их с Парижем и Берлином. И у Москвы на сей счет есть конкретные предложения.
Во время своего визита Медведев надеется заключить с европейцами новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое должно прийти на смену старому договору от 1994 года, так как его срок действия истек в 2007 году. Россия хочет официально оформить свои отношения с ЕС в рамках нового договора. Это в определенной мере поможет укрепить и усилить позиции России в Европе после 90-х годов.
Действия России в Польше, Италии и Евросоюзе свидетельствуют о росте ее уверенности в себе и о ее возрождении. Они также соответствуют ее курсу на улучшение российско-финских отношений. Москва хочет добиться того, чтобы ее успехи в ближнем зарубежье, и особенно на Украине, не потерпели неудачу и нашли подкрепление. Поэтому она намерена налаживать взаимоотношения не только с Францией и Германией, но и с другими важными игроками.
Важно и то, что визиты Медведева проходят сразу после весьма невыразительного саммита НАТО в Лиссабоне, состоявшегося 19-20 ноября. Центральных европейцев пытаются убедить в том, что Североевропейская равнина очень одинока в Европе, которая, по сути дела, вступает в посленатовскую эпоху. Россия надеется, что остальные страны Центральной Европы намек поймут и сядут в 2011 году за стол переговоров с Москвой. В условиях, когда Соединенные Штаты постоянно заняты своими проблемами на Ближнем Востоке, Германия настаивает на включении России в стратегическую концепцию НАТО, Франция продает Москве современную военную технику, а Италия проводит с Россией совместные военные учения, возникает впечатление, что альтернативы нет, и договариваться с Москвой придется. Конечно, если страны Центральной Европы не решат сформировать свой собственный блок, за который выступает Швеция и может выступить Британия. Вот почему решения Польши в 2011 году – и особенно ее взаимоотношения со Швецией и Британией – будут крайне важны для понимания того, насколько воинственно центральные европейцы намерены вести себя с Россией.