Российские и европейские официальные лица в сфере энергетики в среду открыто поспорили на тему того, как Европейский Союз сможет диверсифицировать поставки природного газа, каждая сторона выступила в защиту своих любимых проектов как, на ее взгляд, лучшего способа обеспечить растущие энергопотребности Европы.
Россия поставляет в Европу примерно четвертую часть всего потребляемого ею газа, на Европу приходится примерно 40% всего российского газового экспорта, многие восточноевропейские страны полностью зависят от российского газа, по данным Европейской комиссии.
Эксперты отмечали, что экспортеры газа в Европу столкнутся с растущей конкуренцией со стороны других источников энергии, таких как, например, сжиженный природный газ (СПГ). Это в свою очередь вызвало вопросы относительно экономической жизнеспособности дорогих трубопроводных проектов, реализуемых для европейского рынка.
Йошка Фишер, бывший министр иностранных дел Германии, предложил объединить три крупных газовых трубопроводных проекта, запланированных к реализации европейскими компаниями, чтобы ослабить зависимость блока от импорта из России.
"Нам нужно интегрировать европейские проекты", - заявил г-н Фишер в среду на ежегодной европейской конференции по газу в Вене. "Деловые интересы будут объединены, но прежде всего, это позволит Европе диверсифицировать энергопоставки".
Г-н Фишер является консультантом RWE, немецкой энергетической компании, которая участвует в одном из проектов, Nabucco.
Предложения г-на Фишера, если они получат поддержку, будут означать интеграцию Nabucco, одного из самых амбициозных энергетических проектов ЕС, с Трансадриатическим трубопроводом (Trans Adriatic Pipeline - TAP) и соединительным трубопроводом Турция-Греция-Италия (известным как проект ITGI). Все проекты, реализуемые консорциумами европейских компаний, войдут в один большой проект под названием "Южный газовый коридор".
Будучи объединенными, три трубопровода, когда строительство завершится, смогут снабжать Европу примерно 53 миллиардами кубометров (1,87 триллиона кубических футов) газа в год. Потребление газа в Европе в 2010 году составило 470 миллиардов кубометров, в ближайшие 25 лет, как ожидается, эта цифра вырастет до более чем 600 миллиардов кубометров. Работы по проекту Nabucco стоимостью 8 миллиардов евро или 10,9 миллиарда долларов еще не начались. Точно так же, как и по проекту TAP, который будет стоить порядка 1,6 миллиарда евро. Стоимость ITGI, как ожидается, составит 1,1 миллиарда евро.
Г-н Фишер подчеркнуто исключил из "Южного газового коридора" газопровод "Южный поток", который строится по дну Черного моря Газпромом, российской государственной компанией.
"Южный поток" не будет способствовать диверсификации. Это российский проект", - заявил г-н Фишер. Валерий Язев, президент Российского газового общества, не согласен с такой постановкой вопроса, заявляя, что "Южный поток" включает и европейских партнеров.
"Южный поток" может быть надежным партнером", - заявил г-н Язев. "Он позволит Европе диверсифицировать поставки и повысить уровень безопасности и стабильности этих поставок для Европы".
Он добавил, что доставляя газ напрямую в Южную Европу, "Южный поток" позволит также и самой России уменьшить свою зависимость от транзитных стран, таких как Украина, что предотвратит нарушения поставок в Европу.
При том, что Китаю и Индии требуется все больше энергии для их растущих экономик, богатые энергоносителями страны Средней Азии, такие как Азербайджан или Туркмения, находятся в привилегированном положении, имея возможность осуществлять поставки как на восточноевропейский, так и на западноевропейский рынки, отметил г-н Фишер.
Европейский Союз всячески обхаживает Азербайджан и Туркмению с тем, чтобы они продавали газ "Южному газовому коридору". Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и еврокомиссар по энергетики Гюнтер Эттингер посетили обе страны две недели назад в знак демонстрации политической поддержки.
Но Азербайджан и Туркмения еще не приняли решения, сколько они смогут поставлять, какие маршруты будут использовать, и даже не сообщают, когда они примут эти решения.
Отсутствие уверенности в поставках газа отпугивает инвесторов от Nabucco, которые выжидают, пытаясь удостовериться, что будет достаточно газа, чтобы заполнить трубу, которая, как планируется, по завершении проекта должна будет иметь пропускную способность в 31 миллиард кубометров в год.
"Ближайшие несколько месяцев будут очень важными в плане того, какое решение примет Азербайджан", - заявила Дженнифер Кулидж, исполнительный директор CMX Caspian and Gulf Consultants, консалтинговой компании в сфере энергетики, специализирующейся на регионе Каспийского моря.
Решение Азербайджана может определить судьбу Nabucco, заявил Джонатан Стерн, руководитель направления газовых исследований в Оксфордском институте энергетических исследований.