Проблема с Косовом состоит в том, что ЕС имеет там конкретные обязанности, а администрация США - реальное влияние. Резолюция Дика Марти - это шанс наладить взаимодействие двух полей, а один из способов - часть проблем сделать частью решения. Именно за это в настоящее время ведется настоящая закулисная дипломатическая битва.
Поэтому до сих пор не известно, кто после принятия резолюции о причастности руководства Косова к организованной преступности и незаконной торговле органами будет руководить расследованием.
В информационном вакууме зловещим эхо повторяется высказывание Дика Марти, что если не создать специального суда, не назначить прокурора и не предоставить адекватной защиты свидетелям, остаться резолюции только на бумаге.
Сейчас ситуация выглядит следующим образом: Марти не верит, что EULEX (миротворческая миссия ЕС) может выполнить эту задачу, поскольку миссия не имеет четких политических рамок и уже показала, что она не в состоянии справиться с серьезными проблемами. Миссия ЕС, однако, (осознает, что ей не хватает мощности, но готова к расширению) по-прежнему хочет взять на себя это расследование, чтобы, наконец, узаконить свою роль в Косове.
С другой стороны, США не позволят, что бы какой-то доклад, пускай даже почти единогласно принятый престижной европейской организацией, уничтожил проект, в который за десять с лишним лет они вложили слишком много денег и дипломатической репутации, чтобы так просто отказаться от него.
Наконец, Сербия хочет, чтобы расследование началось как можно скорее, но мнения о том, как следует действовать, разделились. Некоторые считают, что разумно было бы дать слонам бороться между собой. Им кажется, что битва идет не на нашей територии и мы не пострадаем. Другая часть считает, что Сербия должна настойчиво требовать от Совета Безопасности ООН создания специального суда, который бы занялся данным расследованием.
Перебрасывание Марти мяча на американское поле с целью заставить их довести это трудное дело до конца, подхватили многие западные СМИ, публикуя информацию разведывательных служб ведущих мировых держав о том, что о преступлениях в Косове знали влиятельные западные политики, но общий проект создания нового независимого государства заставил их молчать.
Соглашение ЕС и США о привлечении к ответственности виновных, независимо от того, насколько высоко они находятся в политической иерархии, было бы минимальным дистанцированием от преступлений косовских албанцев, о которых они знали, но не сделал ничего, чтобы их остановить. Напомним, что Международный суд ООН признал Сербию виновной в том, что она «могла знать о геноциде в Сребренице, но не сделала ничего, чтобы предотвратить его».
Так что если вы услышите, что Дик Марти передал доказательства и имена свидетелей каким-то следователям, будьте уверены, что достигнуто соглашение США и ЕС о серьезном расследовании и защите свидетелей. Если такой новости не будет, это будет означать, что дело попытаются побыстрее закрыть и арестуют только нескольких мелких косовских чиновников.
И да, конечно, это будет означать, что за Америкой остается эксклюзивное право влияния на косовских албанцев.