Словенцы виноваты во всем. Сначала они, в конце восьмидесятых, начали «трясти» покойную Югославию и требовать модернизации и демократизации общего государства и устаревшей однопартийной системы. Они всегда выделялись и строили из себя лучшую часть почившей Югославии. Они всегда придерживались правил и уважали закон, трудолюбие, мир и дисциплину. Они работали больше, жили лучше и ясно давали понять, что они, «северяне», лучше нас, «южан».
Потом они отделились, и здесь многие вздохнули с облегчением. После того, как Сербия избавилась от этих «кровопийц», которые дешево покупали «сербские» фрукты, перерабатывали их и продавали нам дорогие варенья, компоты и соки, должен был настать рай на земле. Теперь мы сами будем перерабатывать собственные фрукты и продавать всему миру лучшие соки, компоты и варенья, предсказывали многие.
На протяжении многих лет в отношениях между Белградом и Любляной был застой, и вот теперь они расцвели. Мы вдруг вспомнили о качестве словенской продукции, без которой жизнь чуть ли не имеет смысла. Словенцы - одни из крупнейших инвесторов в Сербии и самые многочисленные туристы в Белграде. И компания Gorenje вернулась, хотя для все еще правящей коалиции лучше было бы, что бы не возвращалась. Все было бы по-другому, если бы Gorenje свой завод строила где-то по белу свету. Но они услышали о субсидии и решили любой ценой открыть завод в Сербии. Сначала выбрали Валево, потом передумали и решили строить в Заечаре и таким образом внесли раздор в нашу правящую коалицию, в которой в принципе царит гармония, взаимоуважение и толерантность. По крайней мере в этом уверяют некоторые министры. Пока не объявился ни один теоретик заговора, но случайно ли правительство Сербии поссорилось из-за Gorenje? Как только в деле оказываются замешаны словенцы или словенская компания, это сразу же становится подозрительным. Почему в правительстве Сербии появилась трещина на День Святого Валентина, спустя день после великолепного военного парада и в канун государственного праздника Дня державы? Ничто не случайно.
Те, кто думает, что эти слова не достаточно серьезны для такой газеты как Danas и событий, касающихся правительства, ошибается. Я думаю, что любое сравнение событий в сербском правительстве с мексиканскими сериалами и реалити-шоу, которые можно услышать в эти дни, оскорбляют в первую очередь эти телевизионные программы развлекательного типа. В тот вечер, когда Сербию потрясли два политических события - обращения премьера Цветковича и министра Динкича к общественности, - я пыталась параллельно смотреть и реалити-шоу. Включаю один канал, какой-то пожилой, квазипевец с выбеленными волосами поет единственный в своей карьере хит. Эту песню он поет еще с моих давних школьных лет. Переключаю на другой, там какой-то патлатый матерится на людей (пи, пи, пи ) по неизвестным мне причинам, рядом с ним сидит женщина и смеется, а трансвестит раскачивается, показывая свои толстые ноги и сует их под нос человеку в странном костюме и с короной на голове. Неинтересно. Возвращаюсь на политическую программу. Сменяются политики, аналитики, экономисты, журналисты... Это гораздо интереснее.
Где сейчас находится Сербия? Премьер-министр Цветкович в понедельник, наконец, снял с себя костюм Деда Мороза, ударил кулаком по столу и потребовал увольнения Младжана Динкича, который целыми днями играл на нервах Демократической партии своими обвинениями, критикой в адрес правительства и многих других. Через час Динкич подает в отставку, не пытаясь свергнуть правительство, что удивляет еще больше, чем поступок Цветковича. Правительство, таким образом, цело, а Динкич в сопровождении Верицы Каланович покидает команду Цветковича, но партия G17 остается. Премьер-министр Цветкович заявил, что «нужно привнести новую энергию», и привлечь «новых и сильных людей, которые смогут довести до конца начатое дело». Таким образом, вместо реконструкции правительства будут только некоторые кадровые изменения, которыми правящая коалиция на несколько месяцев продлит свое пребывание у власти. Трудно поверить, что оно продержится до конца мандата, потому что только теперь начнется настоящее наступление Динкича, но не сразу и из всех орудий, а медленно... Хорошо сказал Владимир Илич, заместитель председателя pPlus: «Динкич не тот человек, который сдается. Напротив. Как поется в песне Милана Младеновича, когда вы думаете, что это конец, знайте, что для него это только начало». Ожидания, что Сербия получит статус кандидата в ЕС а затем назначат дату парламентских выборов, представляются вполне логичными, так как к тому времени уже «упадут» и деньги от продажи «Телекома», но наши политики забывают одну мелочь - чтобы эта страна получила такой статус, один человек должен оказаться в Гааге. И это не Младжан, а Младич. Ратко Младич.
Все было бы иначе, если бы Gorenje свой проклятый завод строила где-то в другом месте. Тогда бы сербское правительство по-прежнему было складным собранием, в котором все друг друга ценят и уважают.