Брюссель, 16 февраля (EFE).- Еврокомиссия начала в среду официальное расследование в отношении Испании, которую подозревают в том, что, заключив двустороннее авиасоглашение с Россией, она тем самым нарушает правила конкуренции между европейскими авиаперевозчиками, поскольку данное соглашение предусматривает незаконные сборы за полеты над территорией Сибири в азиатские страны.
Испания имеет в своем распоряжении два месяца, чтобы прояснить Брюсселю условия соглашения. В том случае, если Еврокомиссия не согласится с ними или вообще не получит ответа от испанской стороны, то она может высказать свое обоснованное мнение по данному вопросу перед тем, как передать дела на рассмотрение в Суд Европейского Союза.
В среду 16 февраля Еврокомиссия также начала подобные расследования в отношении Кипра, Словакии, Ирландии, Польши и Португалии. Как заявляют ее члены, ее опасения заключаются в том, что «вышеуказанные соглашения могут подорвать нормы равноправной конкуренции между авиакомпаниями Евросоюза и создать предпосылки для установления сборов за пролет над территорией Сибири, что может вступить в противоречие с антимонопольным законодательством Евросоюза».
Руководство ЕС предупреждает, что оплата европейскими авиаперевозчиками сборов за полеты над Сибирью в азиатские страны может не только привести к удорожанию стоимости самих полетов, но также привести к недобросовестной конкуренции между авиакомпаниями как внутри Евросоюза, так и за его пределами.
«Соглашения об авиаперевозках должны устанавливать равные права для всех европейских авиакомпаний и соблюдать требования антимонопольного законодательства», подчеркивает Еврокомиссия в своем коммюнике, поясняя, что в противном случае «некоторые авиакомпании могут оказаться в более привилегированном положении, чем их прямые конкуренты», что вызовет значительный рост цен на авиабилеты.
Страны Евросоюза обязаны выполнять решение Суда Европейского Союза от 2002 года, в соответствии с которым двусторонние авиасоглашения должны обеспечить равные правила и условия для всех европейских авиалиний.
Руководство ЕС подчеркивает, что с тех пор соглашения с третьими странами разрабатывались с учетом этого требования, однако Россия не считает, что ко всем авиакомпаниям Евросоюза следует проявлять одинаковый подход.
В том, что касается оплаты сборов за пролет над территорией Сибири, то, согласно подсчетам Еврокомиссии, лишь в 2008 году европейские авиаперевозчики выплатили «Аэрофлоту» порядка 420 миллионов долларов, что является нарушением европейских норм конкуренции. В соответствии с этими нормами, авиакомпании не могут принуждаться к заключению коммерческих соглашений со своими прямыми конкурентами.
В прошлом месяце власти ЕС начали аналогичное расследование в отношении Бельгии, Дании, Италии, Люксембурга, Голландии, Швеции и Великобритании. Параллельно изучается вопрос о том, соответствуют ли нормам Евросоюза двусторонние соглашения, заключенные остальными государствами-членами.