Улучшение отношений между Сербией и Хорватией в последние годы, по оценкам многих аналитиков, имеет решающее значение для стабильности всего региона Западных Балкан. Однако угрозу стабильности в регионе по-прежнему составляют нерешенные внутренние споры народа Боснии и Герцеговины, отсутствие диалога между Белградом и Приштиной, широко распространенная коррупция, длительное блокирование евроатлантических интеграций Македонии...
В интервью газете «Политика» генеральный секретарь Совета регионального сотрудничества Хидо Бищевич заявил, что улучшение отношений между Сербией и Хорватией имеет огромное значение для региона, но теперь необходимо перенести этот позитивный климат на конкретные виды экономического сотрудничества: «Осмелюсь сказать, что балканским странам время подумать о региональном подходе к реконструкции и развитию. Вряд ли какая-либо из экономик этих стран в период экономического кризиса может самостоятельно и в рамках своих собственных границ решить крупнейшие проблемы. Приятно видеть хорошие отношения Тадича с Йосиповичем, но было бы еще лучше подключить к этому сотрудничеству гражданское общество, средства массовой информации, парламентариев, бизнес-сообщество. Объединенные таким сотрудничеством, они могут обеспечить необратимость этих тенденций».
«Политика»: В настоящее время существует сотрудничество между сербами и хорватами в Боснии в направлении, неприемлемом для международного сообщества, поскольку оно нацелено на создание третьего игрока. Насколько вероятно укрепление хорватской общины?
Хидо Бищевич: Нельзя ожидать устойчивого и долгосрочного конституционного решения в Боснии и Герцеговине по принципу двое против одного. Единственной основой для длительной стабильности является формула, в которой все три партнера с помощью компромисса найдут взаимовыгодное решение. Боснийцы и хорваты потеряли 15 лет, пытаясь разобраться в своих взаимоотношениях внутри федерации Боснии и Герцеговины, теперь пришло время найти наконец формулу, в которой хорватский национальный вопрос в Боснии и Герцеговине будет решен с соблюдением конституционных норм суверенного равенства.
- Есть ли необходимость пересмотра Дейтонских соглашений?
- Международное сообщество испытывает определенную усталость от Боснии и Герцеговины и несколько раз пыталось своими вмешательствами добиться какого-то прогресса. Оно разочаровано тем, что политическим лидерам страны не удается самостоятельно выбраться из этой слишком долгой летаргии и статуса-кво, который может быть очень опасным учитывая экономические кризисы на фоне тех событий, которые происходят на границе Средиземноморья. Усиленное присутствие международного сообщества, особенно Германии, отражает стратегическую обеспокоенность ЕС незавершенным перемирием на Балканах в контексте более широких волнений на геостратегическом рубеже Европы. Босния действительно является историческим пунктом длительной безопасности и стабильности Европы. Особая ответственность лежит на боснийских политиках, так как они в настоящее время формируют будущее следующих поколений. Это может иметь форму тихой эрозии, скрытого взрыва, или настойчивой эволюции диалога и компромисса.
- Каковы перспективы закрытия Управления Высокого представителя (УВП)?
- За историей с закрытием УВП скрывается вопрос о том, кто чего ожидает от ситуации, в которой бы не существовало УВП. Однако, я думаю, что чрезвычайно важной является быстрая трансформация УВП в мощную миссию ЕС, то есть специальное представительство ЕС в Боснии и Герцеговине.
- Насколько необходимо будет каждой стране бороться с проблемой коррупции на самом высоком уровне в контексте европейской интеграции?
- Я осмелюсь сказать, что это является наиболее важным критерием для членства в ЕС, поскольку Евросоюз хотел бы защитится от любой угрозы на всех уровнях, а коррупция стала проблемой национальной безопасности. Региональное сотрудничество как тест не поведение в более широком кругу, и борьба с коррупцией как вопрос национальной безопасности стали ключевым пунктами европейской интеграции. Совет регионального сотрудничества разработал стратегию по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, которая должна быть принята в конце марта на совещании министров в Черногории. Впервые у нас будет общая региональная стратегия с взаимно согласованными механизмами мониторинга и реализации.
- Каков ваш прогноз по переговорам между Белградом и Приштиной?
- Хотя сейчас, из-за выборов и политических событий, наверное, не самое подходящее время, но в долгосрочной перспективе было бы крайне полезно начать этот диалог уже в ближайшие несколько месяцев. Когда нет диалога, сразу же появляются элементы разочарования во взаимоотношениях и внутренней политике. А это не дает сосредоточиться на ключевых стратегических целях, то есть членстве в ЕС. Потребность в этом диалоге есть и у простых людей, поскольку существует множество нерешенных вопросов. Есть выгода и с точки зрения регионального сотрудничества, так как, например, CEFTA не функционирует, Совет регионального сотрудничества работает на основе предварительного решения, в то время как почти согласованный договор о транспортной ассоциации Юго-Восточной Европы не возможно потписать из-за отсутствия диалога по этим практическим вопросам. В то же время все хотят сотрудничать в строительстве инфраструктуры, а без этого соглашения оно невозможно.
СМИ все еще этнически заангажированы
Этнично-политическая окраска СМИ присутствует во всех странах региона, а по словам Бищевича «в этом регионе национализм победил коммунизм, а потом сенсационность победила то, что осталось от одного и от другого».
«Люди часто забывают, что большая часть средств массовой информации в бывшей Югославии находятся в собственности западноевропейских владельцев. Парадокс в том, что владельцы, которые находятся за пределами этой територии, терпимо относятся к редакционной политике, которая разжигает напряженность на этнической почве, хотя в идеале все должны бороться за так называемые европейские ценности. Из-за коммерческих интересов они одобряют редакционную политику, которая, выражаясь спортивными терминами, способствует напряженности между «Динамо» и «Црвена звезда» или «Партизана» и «Хайдука», поскольку, конечно, на этой напряженности легче заработать, а на мире и дружбе много денег не сделаешь», - сказал Бищевич.