Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Во времена холодной войны Швеция проводила секретные операции

© REUTERS/Yves Hermanсаммит НАТО в Лиссабоне
саммит НАТО в Лиссабоне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во времена холодной войны у Швеции имелось секретное подразделение ВВС, связанное с Данией и Норвегией – странами-членами НАТО – и действовавшее до 1997 года. Это ставит под сомнение давние претензии страны на нейтральность.

Как сообщает вышедшая недавно книга, во времена холодной войны у Швеции имелось секретное подразделение ВВС, связанное с Данией и Норвегией – странами-членами НАТО – и действовавшее до 1997 года. Это ставит под сомнение давние претензии страны на нейтральность.

Секретное подразделение, известное как «Авиачасть 66», в число операций которой входила транспортировка из страны агентов НАТО и доставка на финскую границу с Советским Союзом разведчиков, использовало небольшой флот гражданских самолетов, пишет шведская газета Svenska Dagbladet.

Документы, к которым получил доступ журналист газеты Микаэль Хольмстрем (Mikael Holmström) автор новой книги о секретных связях Швеции и НАТО, показывают, что таинственное подразделение представляло собой хорошо организованную структуру с командирами, пилотами и наземным персоналом.

Авиачасть пользовалась защитой шведской службы безопасности СЭПО. Ее персоналу платили наличными, чтобы не оставлять документальных свидетельств. Налоговые органы получали свою долю заранее.

Глава подразделения, использовавший кодовое имя «Ян Даниэльссон» (Jan Danielsson), подтвердил существование «Авиачасти 66».

«Мы проводили полеты, учения и разведку, как в Швеции, так и в соседних странах», - заявил он автору «Тайного альянса» («The Secret Alliance»).

Авиачасть использовала четырехместные самолеты Cessna 182 и шестиместные Cessna 206, пишет Svenska Dagbladet. Многие операции проводились под покровом ночи, поэтому пилотов специально учили осуществлять посадку в трудных условиях, ориентируясь по свету фонариков.

В 1998 году подразделение прекратило финансироваться, и его последняя запланированная операция была отменена. С тех пор, как пишет Хольмстрем, оно больше не существует.