Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Раздел Косовa хуже независимости

Сторонники разделения в сербской политике решили объявить частичку северной части Косова провинцией, которую бы получили после проведения границы

© REUTERS/Jerry Lampen Независимость косово
Независимость косово
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Идея разделения Косова возникла примерно тогда же, когда и сам конфликт, она существует как решение, как необходимость, когда нет другого выхода, как окончательное отделение сербов от албанцев, как прагматичное и реалистичное решение, как бремя, за которое никто не рискует взяться.

Раздел Косова на данный момент является наихудшим решением для сербов, живущих на южном берегу реки Ибар, и верным признаком того, что беженцы никогда не вернутся туда, откуда были прогнанными. Разделение - это сигнал, что 80 тысяч сербов, живущих к югу от реки Ибар, могут исчезнуть. Существует два сценария их окончательного исчезновения: первый это насилие крупных масштабов, вызванное разделением, и миграция на север, другой - постепенная утечка и мягкие этнические чистки. Многие из 230 тысяч перемещенных лиц и тех, кто остался, уже почувствовали на себе оба метода. Политики, которые думают, что переселение на север укрепит Косовска-Митровицу и улучшит этническую ситуацию, очень ошибаются, потому как однажды переселенные люди с юга не будут и не смогут оставаться со своими 35 тысячами соотечественников на севере края. Они не задержатся даже в Рашке (недалеко от границы), обойдут стороной и Кралево, они побегут как можно дальше – в Белград или на Запад. Так Косово навсегда утратит свой тыл, университет - студентов, больница - пациентов ... Превратится в придаток, где только преступникам будет чем заняться.

Идея разделения Косова возникла примерно тогда же, когда и сам конфликт, она существует как решение, как необходимость, когда нет другого выхода, как окончательное отделение сербов от албанцев, как прагматичное и реалистичное решение, как бремя, которое никто не осмеливается включить в свою программу. О ней вспоминают в трудные моменты, как о выходе, о котором никто не знает, как он выглядит и кто и когда должен заплатить за его применение. Ее крупнейший промоутер и сторонник - Добрица Чосич, в последние годы своей деятельности Зоран Джинджич поддержал идею разделения, а Ивица Дачич - первый сербский политик, который после него публично выступил за это решение.

Временного успокоения косовской совести сербских политиков и части общественности можно достичь получением частички «своей территории», вечной одержимостью балканских лузеров. Группа сторонников разделения провинции, если удастся навязать эту идею, будет иметь проблемы с Сербской православной церковью, чьи величайшие святыни - Дечани, Патрияршия, Грачаница, Левишка - останутся по ту сторону границы. Если албанцы, которые сейчас смирились с новыми  сербскими административными округами и специальными мерами защиты наследия Сербской православной церкви, потеряют север Косова, они потребуют компенсации, что приведет к разрушительному ущербу и для сербов и для святынь.

Сербская православная церковь никогда не поддержит разделение Косова и Метохии. Это может создать серьезную угрозу ныне хорошим отношениям церкви и государства. СПЦ не намерена делить что-либо в Косове, так как это не на пользу народу и церкви. К югу от реки Ибар находятся самые большие святыни нашей церкви, государства и искусства, и позиция СПЦ хорошо известна.

Препятствием разделения является Конституция страны, которая гарантирует территориальную целостность и неделимость Автономного края Косово и Метохия. Для решения этой проблемы сторонники разделения в сербской политике решили провинцией объявить частицу севера Косова, которую бы получили после разделения. Такой сценарий формально не противоречит Конституции Сербии. Если это произойдет, то окажется, что настоящая цель Сербии - это просто территория и улучшения имиджа перед избирателями и историей, а не интересы большинства сербского народа, живущего в Косове. Долгосрочное отречение от культурного и религиозного наследия, которое представляет часто упоминаемую душу сербского народа и государства, может иметь фатальные последствия для и без того хрупкой и едва найденной сербской самобытности.

Поэтому Косово является своего рода лекарством для сербской политики и ее игроков. Злоупотребление этим лекарством может привести к последствиям, которые наилучшим образом демонстрирует Демократическая партия Сербии и Воислав Коштуница, а пренебрежение лекарственным средством грозит положением, в каком сейчас оказались Либерально-демократическая партия и Чедомир Йованович. И наконец, третий вариант, когда Косово принимается в качестве лекарства от болезни, которая именно им и лечится. Ну, эти сегодняшние ведут себя как Социалистическая партия Сербии Слободана Милошевича, ныне Ивицы Дачича. Большинство людей знают о простом диагнозе: работа, ответственность, несколько десятилетий решения проблем, хорошие кадры, выход из несчастного экономического положения сербов и албанцев ...

Этнические балканские страны или те, которые после «зачистки территории» своих граждан других национальностей и вероисповеданий свели ниже «приемлемого» уровня в пять процентов, далеки от вожделенного этнического рая, который казался таким достижимых и реалистичным до начала кровопролитий. То же самое на микроуровне, к югу от Ибара - например, в Пече, сербов практически нет, но албанцы не живут намного лучше: преступлений, говорят, больше, о политике спорят ужесточеннее, чем когда там были соседи, дети все так же принимают наркотики, а работы нет. Согласно исследованию ООН, 80% молодежи хочет немедленно переехать отсюда на Запад. Почему, ведь больше нет сербов, которые их угнетают и ненавидят? В сербском анклаве Гораждевце (менее 1000 жителей) здешняя ненависть, зависть, политическая разделенность, злоба гетто и фатальная депрессия, вызванная безделием и изоляцией, опустили жизнь ниже границы бессмысленности. Бессмысленно внешнее давление албанцев, зверские убийства детей на реке – более чем бессмысленна ненависть в моем доме. Потому разделение - это ненависть в нашем доме независимо от того, на каком языке в нем говорят и на каком там молятся (если это вообще делают); поэтому разделение - это возможность никогда не встречаться с другими и «не такими» - о них вы «узнаете из истории и рассказов своих дедов и отцов»; потому дорога этой истории красиво вымощена и ведет в ад, через который мы прошли; поэтому разделение - это первое условие упадка и пища для маргинальных, профашистских, экстремистских, фундаменталистских групп, у которые всегда есть решение для своих и, что еще хуже, для чужих проблем. В конце концов, они всегда приходят к нам в дом, будь то Косово, Прешево, Санджак ...

Разделение хуже нынешней формы независимости Косова. Разделение приведет к независимости сербов от Косова, поскольку вместе с ним исчезнут и их святые места, и соответственно, то небольшое количество любви и терпения по отношению к другим.


Живоин Ракочевич - член совета информагентства РРА.