После топлес-акций украинских девушек из движения Femen немецкая актриса турецкого происхождения Сила Сахин (Sila Sahin) снялась для обложки эротического журнала, чтобы продемонстрировать образ свободной и современной мусульманки. Это новый вид феминизма или ни к чему не ведущее заигрывание?

Они оголяют соблазнительную грудь – но не для того, чтобы продать роскошный автомобиль или разрекламировать сорт пива, а для того, чтобы донести до людей послание. И послание феминистское! Так что, действия в стиле ню становятся новой формой борьбы?

Среди тех, кто обнажает сразу все – от убеждений до собственной груди - немецко-турецкая актриса Сила Сахин. Эта практикующая мусульманка в мае появилась на обложке немецкого издания журнала Playboy: из одежды на 25-летней девушке лишь крохотная намокшая блузка.

Актриса, снимающаяся в телесериалах, выросла в мусульманской среде, в которой принято жестко следовать религии, особенно это касается девочек. Сейчас она борется за право «быть свободной». И если девушка и снялась обнаженной, то для того, чтобы продемонстрировать другой образ мусульманки – не только под паранджой и с опущенными глазами. «Слишком долго я хотела вести праведную жизнь, которую мне навязывали, - аргументирует она. – А сейчас я надеюсь показать мусульманским женщинам, что они могут жить так, как хотят, с излишествами или в воздержании, но свободно».

Свободы требуют и украинки из группы Femen, хотя они, обнажаясь, обличают социальные, а не религиозные узы. Их видные бюсты побывали на разворотах всех журналов мира, их обнаженная грудь - словно знамя по улицам Киева; они митинговали за права женщин, против мачизма, семейного насилия, финансового неравенства, против сексуального рабства, коррупции, Владимира Путина… Но всегда у всех на виду. Юные финансово несостоятельные девушки из Femen используют то малое, чем обладают: голову и тело. Ими они пользуются вовсю: потому что будь они одетыми, их бы никто не стал слушать.

Контролируемая эротика

Следует ли в этом видеть первые признаки неофеминизма без комплексов? Во всяком случае, послание ясно, признает социолог из Женевы Элиан Перрен (Eliane Perrin): «Они демонстрируют принадлежность к женскому полу, чтобы показать, что эта принадлежность не ограничивается лишь физическим различием между мужчинами и женщинами, а речь идет о разнице в зарплатах, условиях жизни». Грубо говоря, взгляните на меня, у меня грудь больше, чем у мужчины, но прав у меня меньше.

Эротическая составляющая не отрицается, но она строго контролируется. И на глянцевых обложках, и на уличных митингах эти крепкие, красивые и обнаженные тела используются как оружие. «Фото из Playboy продумано, - объясняет Элиан Перрен. – Девушка смотрит прямо вам в глаза, ее взгляд холоден и держит вас на расстоянии. Она соблазнительна, но сама не соблазнительница. Изображение говорит нам, что эта женщина не из легких».

Действия киевлянок формально другие, однако по сути идентичны. «Хотя они и топлес, но мы не видим их в юбке, - подчеркивает социолог. – Наоборот, они всегда в джинсах, что означает – никакого секса, никакого легкого секса!»

Но отстаивает ли права женщин и обличает ли эксплуатацию женского тела подобная беспредельная форма эксгибиционизма? «Если обнаженное тело используется для продажи автомобилей или печений, то почему бы не делать то же самое с социальными и политическими проектами», - рассуждают девушки из «Фемена».

Элиан Перрен также не видит противоречия между обнаженной грудью и борьбой за права женщин. «Феминистское движение всегда неоднозначно реагировало на обнаженность, единого мнения относительно того, что и кому следует показывать, не существует», - анализирует она. «С самого начала бытуют два течения: первое скорее пуританское, оно противостоит обнаженному и продающему себя телу, второе – более либеральное, в некоторые моментах даже тождественное нудизму. Сторонники этого течения утверждают, что мое тело принадлежит мне, я его не стыжусь и, следовательно, имею право его демонстрировать», - продолжает эксперт.

Последовательницы второго течения, «феминистки с голой грудью», добровольно делают из себя карикатуру на женщину-объект, намеренно инструментализируют собственное тело, которое так часто используется другими. «Так оружие противников обращается против них самих», - подытоживает Элиан Перрен. По мнению социолога, подобное течение соответствует духу времени: «Кто же не раздевался, чтобы привлечь внимание по самым достойным поводам! Это очень эффективно. Ведь среди таких были и священнослужители, требовавшие ремонта здания церкви, пожилые женщины, пожарные …»

Но привлечь внимание – это одно. Остается увидеть, какой реальный отклик получат подобного рода действия. Донесут ли «феминистки с голой грудью» то, что они хотят сказать, либо лишь заставят мужчин улыбнуться? Станут ли они участниками политических обсуждений или, скорее, разговоров о размере и натуральности их бюстов?

Что касается Силы Сахин, то она уже поплатилась за собственную отвагу. Ее упрекают в том, что так она захотела подогреть интерес к себе и собственной карьере. Шокированные родственники актрисы вообще перестали с ней общаться.