Источник вспышки кишечной эпидемии E. coli в Европе остается загадкой после того, как немецкие ученые заявили, что пока что нет никаких доказательств, связывающих бактерию с фермой в северном штате Нижней Саксонии.
Результаты лабораторных тестов оказались неожиданными, поскольку ранее министры заявляли что были «ясные и однозначные указания» на то, что источником бактерии были ростки соевых бобов с органической фермы Gärtenhof, и что эти ростки распространяли новый и особо опасный штамм E.coli, от которого умерло уже 22 человека и заболели 2200.
Первые 23 результата из 40 образцов, взятых на тестирование на ферме, оказались отрицательными, заявили в Министерстве сельского хозяйства Нижней Саксонии.
«Исследование причин вспышки эпидемии сильно затруднено, поскольку прошло уже несколько недель с момента вероятного начала эпидемии, – говорится в заявлении. – Заключения расследования и выявления источника заражения не ожидается в скором времени».
Это наипечальнейшая новость как для немецких потребителей, столкнувшихся с неопределенными предостережениями «не есть сырую салатную зелень, помидоры и огурцы», так и для фермеров. Испанские фермеры, чьи огурцы сначала по ошибке винили немецкие ученые, пострадали больше других. При этом новость пришла слишком поздно для того, чтобы предотвратить наводнение журналистами небольшого городка Биненбюттель в 70 километрах от Гамбурга – столицы сельской Нижней Саксонии, случившееся, когда полиция стала опечатывать входы на ферму. Ее владелец Клаус Вербек рассказал местной газете, что был ошеломлен объявленной связью, поскольку на его ферме не было ни животных, ни продуктов животного происхождения.
Жители на главной улице Биненбюттеля – одноэтажной улочке домов красного кирпича, поговаривают, что сочувствуют фермеру. «Для него от этого ничего хорошего – как и для испанцев с огурцами, – высказалась одна женщина, представившаяся лишь как «фрау Келер». – Фермер быстро не оправится, только не после того, как его протащили по всем газетам».
Фабрицио де Цезаро, владелец небольшого кафе-мороженого в городе, говорит, что особенно сочувствует испанцам. «Сегодня в город приезжали журналисты с испанского телевидения, наверное хотели немного отыграться на Германии, – говорит он, – Думаю, что людям стоит подождать, пока не появится точная информация».
Немецкие власти говорят, что ферма все еще может быть источником заражения, даже если все тесты придут отрицательными. Проростки соевых бобов казались виновниками эпидемии, поскольку и ранее были замечены в случаях вспышек серьезных эпидемий E. coli в США и Японии. Эти бобы выращивают в воде, подогретой до 38 С – при температуре, идеальной для процветания бактерий. Американские ученые предупреждают, что маленьким детям, престарелым и людям с ослабленным иммунитетом не следует употреблять эти бобы в сыром виде. Теперь этот совет взят на вооружение и британским Агентством по стандартизации продуктов питания.
Хью Пеннингтон (Hugh Pennington), профессор, руководивший расследованиями в ходе двух вспышек эпидемий E. coli в Великобритании, сказал: «Они провели экспериментальные исследования на зараженных проростках и увидели, что происходит с бактериями при проращивании – можно получить миллионный прирост в концентрации бактерии. Похоже на инкубатор, культивирующий эту бактериальную культуру».
Кризис в системе здравоохранения проявляется в том, что врачи в больницах северной Германии работают сейчас круглосуточно и ходят разговоры о возможности дополнительно призвать некоторых уже ушедших на пенсию. Параллельно этому кризис получает развитие и в политической сфере.
Россия разозлила Евросоюз, наложив, пока отношения между Германией и Испанией продолжали портиться, запрет на импорт свежих овощей.
В Люксембурге министр здравоохранения Испании Лейре Пахин (Leire Pajin) заявила на встрече с министрами здравоохранения других стран Евросоюза: «Мы хотим компенсации за тяжелый и непоправимый вред, нанесенный Испании. Мы осуждаем медленную реакцию и обеспокоены тем, как эта кризисная ситуация велась с самого начала».
Экспорт практически не увеличился, несмотря на то, что испанскую продукцию полностью оправдали, говорит Антонио Морено из союза фермеров Альмерии, округа, где урожаи салатного листа составляют главную долю в местной экономике. «Сегодня утром мне позвонил один фермер и сказал, что не может продать даже килограмма своих летних помидоров, и ему приходится теперь просить о помощи для того, чтобы выдрать все свои растения».
Как менялись виноватые
В течение последних двух недель винили то испанские огурцы, то немецкие проростки бобов, и даже ненадолго- картофельный ресторан на Балтийском побережье.
• Первыми подозреваемыми были испанские огурцы. По мере распространения инфекции к концу прошлого месяца тесты на гамбургском рынке выявили в них следы E. coli. Продажи испанской салатной зелени – крупной статьи испанского экспорта, буквально рухнули. Мадрид протестовал, министр сельского хозяйства Андалусии ел огурец в прямом эфире по телевизору, чтобы укрепить испанские позиции. И только неделю назад Германия признала, что была допущена ошибка.
• В Германии продолжала звучать официальная рекомендация жителям не употреблять в пищу сырые огурцы, помидоры и салат-латук. Министр сельского хозяйства Германии Ильзе Айгнер (Ilse Aigner) заявила, что «сотни тестов» определили, что большинство заболевших ели что-то из перечисленного, особенно среди заболевших на севере страны.
• 2 июня, спустя несколько дней после запрета на импорт немецких и испанских овощей в Россию, российское правительство расширило запрет на все овощи из Евросоюза. В тот же день Всемирная организация здоровья подтвердила, что причиной вспышки эпидемии стала новая и более опасная форма бактерии E. coli.
• В субботу внимание ненадолго сосредоточилось на «Картофельном погребе» – ресторане с акцентом на картофельные блюда, расположенном в городе Любек на северо-востоке Германии. Это произошло после того, как в отчетах было указано, что именно это место ученые определили как место возможной максимальной концентрации инфекции.
• На следующий день немецкие власти заявили, что источником заражения, скорее всего, были проростки бобов из Нижней Саксонии. Несмотря на все более уверенные заявления, в понедельник тесты показали отрицательный результат.