Брюссель – В пятницу на саммите Россия заявила, что заново откроет дорогу импорту европейских овощей. Сам саммит, по словам одного комментатора, лучше бы заменили видеоконференцией или просто обменялись бы документами, декларирующими позиции участников.
Представители ЕС Херман ван Ромпей (Herman Van Rompuy) и Жозе Мануэль Баррозу (Jose Manuel Barroso) продемонстрировали достаточно необычный жест, сев в самолеты и пролетев 2600 километров, чтобы добраться из Брюсселя в Нижний Новгород – решение, стоившее Европейской комиссии около 55000 евро.
Демонстрируя, насколько огромна разница между основными политическими ценностями сторон, Human Rights Watch отметили в своем докладе, что перед этой встречей российская полиция угрожала (вызывая к себе «на беседу», а также по телефону) десяти участникам местной группы активистов – угрозы звучали с целью предупредить их от организации каких-либо акций протеста.
Кроме того, 9 июня, в последний момент власти отменили пресс-конференцию, которую должна была, в рамках так называемого Гражданского форума ЕС-Россия, провести российская неправительственная организация. У женщины, которая должна была выступать в качестве одного из лидеров форума, были украдены номера с машины, что подводило ее под риск ареста, а также у нее были заблокированы банковские карты.
Представитель ЕС по международной политике и поэт Херман Ван Ромпи начал встречу с прессой воспоминанием о «вчерашнем волшебном закате над Волгой» и добавил, что «отношения между ЕС и Россией сейчас в лучшем состоянии за многие годы».
Позже он отметил, что «у ЕС еще остаются вопросы, требующие решения» касательно соблюдения прав человека в России.
Баррозу, в свою очередь, несколько раз подчеркнул, насколько важно восстановление власти закона в России, если европейские инвесторы действительно включатся в проект «Партнерство для модернизации», с которым связан его личный план по предоставлению России европейских высоких технологий в обмен на проведение реформ. Замечания Баррозу были озвучены в день, когда в России мужчина в маске шестью выстрелами убил полковника российских военных сил – убийство произошло на одной из главных улиц города в разгар утреннего часа пик.
«Партнерство для модернизации», похоже, тихо, но вполне удачно развивается, даже и несмотря на отсутствие реформ.
Баррозу заявил, что Европейский инвестиционный банк (EIB) готовится предоставить этому проекту ссуду в размере двух миллиардов евро. В ЕС заинтересованы в российской космической программе «Союз», а кроме того, Россия примет участие в проекте спутниковой системы навигации Galileo.
Глава экспертной комиссии и исследовательской организации Центр ЕС-Россия Фрейзер Кэмерон (Fraser Cameron) отметил, что не стоит выходить за рамки обсуждения «Партнерства для модернизации» и других вопросов, значившихся на повестке нижненовгородского саммита, в том числе выражать желание поскорее перейти к переговорам по вступлению России в ВТО и отмене виз, поскольку это вопросы для переговоров более высокого уровня.
«Вероятно, стороны могли бы сэкономить массу времени и денег, если бы провели видео-конференцию, или даже просто обменялись бы документами, излагающими позиции обеих сторон. Сейчас, в век жестких правительственных мер, огромных национальных долгов и вынужденного урезания бюджета, общество наверняка встретило бы такой жест овациями?» – говорится в его письменном обращении.
Кэмерон назвал эту встречу «овощным саммитом», потому что она была посвящена драме, разворачивающейся вокруг бактерии E. coli.
За неделю до этой встречи Россия ввела запрет на импорт европейских овощей – это произошло после того, как стало известно о вспышке эпидемии в Германии. За два дня до саммита российский посол в ЕС взволновал прессу заявлением о том, что, вероятно, к моменту встречи политиков по этому вопросу запрет все еще будет действовать. В пятницу Медведев отменил запрет в обмен на «гарантии» ЕС, оставшиеся не уточненными.
На вопрос одного из российских журналистов, ел ли Медведев на саммите овощи из европы, президент ответил: «У нас были овощи вчера и сегодня. Сейчас на обед были помидоры, разные помидоры. Не знаю откуда они были».