Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наследие авиакатастрофы по-прежнему омрачает грядущие выборы в Польше

© REUTERS/Peter AndrewsВыборы в Польше
Выборы в Польше
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В преддверии парламентских выборов в октябре наиболее значимым фактором в польской политике остается грязное поле на западе России, где 10 апреля 2010 года произошло крушение польского правительственного самолета. Наиболее глубокий эффект катастрофа оказала на правую партию «Право и справедливость», которую помогли основать погибший президент Лех Качиньский и его брат-близнец Ярослав.

Варшава – В преддверии парламентских выборов в октябре наиболее значимым фактором в польской политике остается грязное поле на западе России.

Поле в нескольких метрах от полуразвалившегося аэропорта города Смоленска, это то место, где польский правительственный самолет, срезав верхушки берез, упал на землю 10 апреля 2010 года. В результате погибли все, кто находился на борту, включая президента Леха Качиньского, глав всех служб вооруженных сил, управляющего Центральным банком Польши, и многих других ведущих политиков и чиновников.

Наиболее глубокий эффект катастрофа оказала на правую партию «Право и справедливость», которую помогли основать Качиньский и его брат-близнец Ярослав, бывший премьер-министр. После крушения самолета Ярослав Качиньский остался в одиночестве и начался носиться со своим ожесточением против правительства Польши во главе с премьером Дональдом Туском, которого Ярослав винит в смерти брата.

За последний год г-н Качиньский не раз хаотично менял свой курс. Сначала он взял умеренный тон во время получившей одобрение общества, но провалившейся президентской кампании прошлой осенью, кампании, которую, как он сказал позднее, он вел, принимая «сильное успокаивающее средство», чтобы справиться с горем.

Затем г-н Качиньский ударился резко вправо, заявив, что Польша – это российско-германское «совместное владение», изгнал из своей партии умеренных членов и ясно дал понять, что его главной целью является добиться привлечения к ответственности правительства за ошибки, которые, по его словам, привели к авиакатастрофе.

«Даже ребенок не верит, что береза привела к падению самолета, - заявил он в последнем интервью в польской прессе. - Так много вопросов остаются без ответов, что мы погрешили бы против здравого смысла, если бы не стали подозревать тут желание скрыть правду».

Некоторые более лихорадочные сторонники даже усматривают в этой авиакатастрофе руку Москвы, давнего врага Польши, - достоверных свидетельств чего не было обнаружено. Некоторые из них разбили лагерь возле президентского дворца, и там они призывают к отставке господина Туска и его близкого союзника президента Бронислава Коморовского.

«Единственное, что их подогревает, так это ненависть к Туску и желание отомстить за Смоленск», - говорит Павел Понцилиуш (Pawel Poncyljusz), один из лидеров фракции «Польша важнее всего», отколовшейся от «Права и справедливости» и рассчитывающей получить достаточно голосов на выборах, чтобы преодолеть пятипроцентный барьер для получения мест в парламенте.

Катастрофа также лишила большинства руководства бывший коммунистический Демократический левый альянс, вынудив партию бороться за восстановление после омраченного скандалами срока у власти, завершившегося в 2005 году. А вот больше всего выиграла после катастрофы центристская партия г-на Туска «Гражданская платформа», которая смогла выставить «Право и справедливость» (партию, которая правила в 2005-2007 годах) неуравновешенными экстремистами, представляющими опасность для страны в случае возвращения к власти.

В результате поддержка «Гражданской платформы» осталась на уровне 40%, несмотря на то, что она у власти уже четыре года, и судя по всему, имеет шансы получить еще один срок у власти, - такого в Польше не было со времен падения коммунизма в 1989 году. Партия оккупировала политический центр, поглотив оппозиционных политиков как справа, так и слева, которые принимали участие в последней триумфальной партийной кампании.

«Право и справедливость» имеет поддержку примерно трети электората – в основном, это пожилые люди, и скорее жители провинции, в целом более консервативные, чем те, кто поддерживает «Гражданскую платформу». В результате две крупнейшие партии забрали практически весь политический кислород у более мелких партий, вынудив их бороться за выживание.

«Единственным вопросом остается вопрос о том, какую роль элемент Смоленска будет играть в кампании», - говорит г-н Понцилиуш.

Гржегорж Напьеральский (Grzegorz Napieralski), лидер Демократического левого альянса, который, по опросам, имеет поддержку 15% голосов, пытается найти место для себя и своей партии, продвигая такие вопросы как вопрос о правах гомосексуалистов и вопрос о скептическом отношении к роли Римско-католической церкви в жизни страны, но поддержка партии мала.

«Гражданская платформа» восстановила свою поддержку, потому что она постоянно использует угрозу возвращения к власти «Права и справедливости», - говорит он раздраженно. «Гражданская платформа» преуспела в обмане электората».

Даже меньший партнер по коалиции г-на Туска, Польская народная партия, вынуждена бороться за возвращение себе мест в парламенте.

На данный момент наиболее вероятный сценарий на период после выборов заключается в воссоздании нынешней коалиции, хотя если поддержка «Гражданской платформы» снизится в ближайшие месяцы, ей возможно придется собирать коалицию со всеми партиями, кроме «Права и справедливости».

«Мы бы хотели иметь свое собственное большинство, но я не представляю себе другого партнера по коалиции», - говорит Малгожата Кидава-Блонска (Malgorzata Kidawa-Blonska), известный депутат от «Гражданской платформы».