Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Экспансия Сбербанка в Европу

Сбербанк приходит в бывшие страны-сателлиты – вырисовываются сделки с восточноевропейскими банками на 13 миллиардов долларов

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОткрытие корпоративного университета Сбербанка
Открытие корпоративного университета Сбербанка
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ОАО «Сбербанк», крупнейшая кредитная организация России, стремится к тому, чтобы стать региональным игроком на быстро растущем центрально-европейском рынке, где в ближайшие годы могут поступить в продажу кредитные институты ценой в 9 миллиардов евро.

ОАО «Сбербанк», крупнейшая кредитная организация России, стремится к тому, чтобы стать региональным игроком на быстро растущем центрально-европейском рынке, где в ближайшие годы могут поступить в продажу кредитные институты ценой в 9 миллиардов евро (13 миллиардов долларов).

Сбербанк 14 июля согласился приобрести сеть из девяти небольших банков в разных странах, включая Чешскую Республику, Словакию, Венгрию и бОльшую часть бывшей Югославии, у австрийского Oesterreichische Volksbanken AG (VBPS). Президент и предправления Сбербанка Герман Греф заявил, что это был только первый шаг на пути превращения Сбербанка в «глобальный банк» путем использования новой группы как платформы для дальнейших приобретений в Восточной Европе и в Турции.

Греф нацеливается на регион, в котором доминируют банки, базирующиеся в Западной Европе. UniCredit SpA (UCG), Erste Group Bank AG (EBS), Raiffeisen Bank International AG (RBI) и Societe Generale (GLE) SA являются крупнейшими кредитными организациями по объему активов в бывших странах коммунистического блока, они строили межгосударственные сети в этом регионе в течение двух десятилетий после падения «железного занавеса».

Volksbanken был редкой, уникальной возможностью для Грефа проникнуть на эту территорию хотя бы географически и основать базу для дальнейшей экспансии. В условиях, когда такие банки как KBC Groep NV (KBC), Banco Comercial Portugues SA (BCP) и Hypo Alpe-Adria-Bank International AG потенциально могут продать активы в странах от Польши до Сербии у него будет море возможностей добиться новых сделок.

Укрепить финансовое положение

 «Что-то в значительной степени меняется, и приобретение Сбербанком VBI является частью этих перемен», - говорит Хьюго Сван (Hugo Swann), банковский аналитик в Credit Suisse AG. «Мы вскоре увидим, как ряд активов перейдут в другие руки в ближайшие несколько лет, а возможно и еще раньше. Это хорошая возможность для некоторых банков заполучить долю на рынке».

В число возможных продавцов в регионе входят те, кто стремится укрепить свое финансовое положение по мере того, как они сталкиваются с вызовами со стороны растущего долга их родных стран. Это, вкупе с необходимостью для некоторых выплачивать кредиты, выданные ранее для спасения в рамках программ государственной антикризисной помощи, или соответствовать государственным условиям помощи, объявленным регуляторами Европейского Союза, будет лишь способствовать подобным сделкам.

Транзакции будут в основном проходить вследствие изменений в стратегии приобретающего банка, связанных с решением прийти в этот регион, или же за счет макроэкономического давления в стране родительской компании, говорит Артур Томала (Artur Tomala), который руководит центрально-европейскими и восточно-европейскими операциями в Goldman Sachs International.

И самое главное, вдобавок ко всему, крупные игроки, присутствующие во многих странах региона, такие как UniCredit или Raiffeisen, уже пересматривают свои операции, и могут продать подразделения, которым не хватает масштабности, считает Сван из Credit Suisse.

Растущий рынок

«Мы были свидетелями того, как UniCredit говорил о стратегическом пересмотре своего бизнеса, переключая фокус своей деятельности на уменьшение числа рынков и одновременно бОльшую долю на рынках», - заявил он в телефонном интервью. «Мы увидим, как и другие банки будут решать, как и где им быть, отказываясь от долей рынка в одних странах и увеличивая их в других».

Как потенциальные покупатели, западные банки могут по-прежнему считать более привлекательной Восточную Европу, чем свои домашние рынки. Прогноз по росту для зоны евро в этом году составляет 2%, и 1,7% в 2012 году, по данным Международного валютного фонда (МВФ). Это меньше половины от прогнозного роста для Центральной и Восточной Европы, который составляет 5,3% в этом году и 3,2% в 2012.

Вдобавок ко всему, продукты от кредитных карт до займов и ипотеки по-прежнему не используются широко. Банковские активы в процентах от ВВП составляют 83% в Польше, 115% в Венгрии и 124% в Чешской Республике, по сравнению с 338% в зоне евро в 2009 году, по данным UniCredit.

Новые рынки


Для Сбербанка, который активно занимался управлением и регулированием быстрого роста на внутреннем рынке после финансового кризиса в последнее десятилетие, регион сейчас предлагает потенциал для увеличения прибылей, говорит Владимир Саввов, банковский аналитик в финансовой корпорации «Открытие» в Москве.

Для российских банков «на самом деле не было необходимости стремиться выходить на другие рынки» в последние годы, начиная с 2000, говорит Савов. «Потом наступил кризис, и в последние два-три года необходимость справиться с проблемами этого экспоненциального роста стала основной задачей».

«Теперь, когда кризис закончился, ясно одно: местный банковский рынок будет расти более умеренными темпами, и уже стал более конкурентным», - добавляет он. Банки сейчас ищут возможности получить «доступ на другие рынки с целью увеличить свои заработки и доходность собственного капитала».

Греф из Сбербанка, который нанял бывшего главу UniCredit Алессандро Профумо (Alessandro Profumo) в качестве консультанта по вопросам экспансии в этот регион, заявил журналистам в Москве, что покупка Volksbanken была его «первым шагом на пути превращения Сбербанка в глобальный банк». Помимо Восточной Европы, он также нацеливается на Турцию, сказал Греф.

Благодатная почва


В то время как VBI не входит в первую пятерку банков ни на одном из своих основных рынков, он тем не менее даст Сбербанку основу, на которой можно что-то строить, говорит Сванн из Credit Suisse. Действия Сбербанка «во многом дают ощущение того, что он получает плацдарм во многих странах и может заключить и другие сделки в ближайшие пару лет», - говорит он.

Банковские приобретения в Центральной Европе активизировались в 2010 году после того, как финансовый кризис активно сдерживал продажи активов в последние два года. В 2010 же объем приобретений превысил 13 миллиардов долларов, в четыре раза больше, чем годом ранее, и лидером тут стал Banco Santander SA (SAN), который купил за 4,2 миллиарда евро Bank Zachodni WBK SA (BZW), польское подразделение Allied Irish Banks Plc (ALBK), демонстрируют данные, собранные Bloomberg.

В 2006 году объем сделок был в два раза выше уровня 2010 года, когда было продано развивающихся европейских банков на 29 миллиардов долларов. Покупатели в том году заплатили в 3,8 раза больше балансовой стоимости, а в прошлом году превышение составило 1,6 раза, согласно данным, собранным Bloomberg.

Греческие продажи

Греческий EFG Eurobank Ergasias SA (EUROB) в этом году согласился продать мажоритарный пакет в своем польском Polbank банку Raiffeisen Bank за 490 миллионов евро для приобретения дополнительного капитала. Сделка поможет венскому Raiffeisen, третьей по величине кредитной организации в Восточной Европе, почти в два раза увеличить свои активы в Польше, где она ранее не входила и в первую десятку крупнейших банков. Eurobank также планирует продать свое турецкое подразделение Eurobank Tekfen, согласно заявлению банка от прошлой недели.

«До кризиса многие банки очень быстро увеличивали свои кредитные портфели в Восточной Европе, теперь некоторые из них сталкиваются с недостатком финансирования и снижением капитализации», - отмечает Сванн из Credit Suisse. «Некоторым образом примером этого являются греческие банки».

Banco Comercial, базирующийся в Порту, возможно, также будет вынужден продать Bank Millennium SA (MIL) в Польше, заявляют аналитики, в том числе аналитик Пол Форманко (Paul Formanko) из JPMorgan Chase & Co. Португальская кредитная организация должна добиться соотношения Tier 1 (коэффициента достаточности основного капитала первого уровня) в 10% в будущем году, и как она заявила 23 мая, она «проанализирует» свои международные операции для достижения этой цели. Правда, представитель компании повторил на прошлой неделе, что банк не намерен уходить из Польши.

Правила Европейского Союза

KBC, получатель пакета помощи на 7 миллиардов евро от бельгийского правительства, планирует продать свои польские банковские и страховые подразделения Kredyt Bank SA (KRB) и Warta SA, заявила брюссельская компания на прошлой неделе. За свои доли он рассчитывает получить порядка 2,5 миллиардов евро, говорили в прошлом месяце два источника, знакомые с ситуацией. Продажа является частью плана реструктуризации, согласованного с Европейским Союзом, и необходимого из-за государственной помощи.

По той же причине немецкий Bayerische Landesbank и австрийский Hypo Alpe-Adria-Bank International AG продают свои бизнесы в Восточной Европе. Принадлежащий BayernLB MKB, четвертый по величине банк Венгрии, может стоить около 1 миллиарда евро, с учетом мультипликатора 1,2 от лидера венгерского рынка OTP Bank Nyrt. Hypo Alpe, третья по величине кредитная организация в странах бывшей Югославии, заявила в феврале, что балансовая стоимость ее бизнеса в Хорватии, Сербии, Словении, Черногории и Боснии и Герцеговине составляет 1,5 миллиарда евро.

Помимо Сбербанка, европейские и глобальные банки, такие как HSBC Bank Plc, также могут присматриваться к активам в Польше, считает Миклош Кормуш (Miklos Kormos), глава подразделения инвестиционного банкинга Deutsche Bank AG по Центральной и Восточной Европе.

В Польше «экономика никогда не скатывалась в рецессию», - заявил Кормуш в интервью. «Сами банки имеют относительно стабильную капитальную базу, собственные средства. Это привлекательно как с точки зрения роста, так и с точки зрения активов и капитала».