Правительства стран Европы стараются возобновить попытки лишить Россию лидирующей роли в поставках обширных запасов среднеазиатского газа в Европу.
Ожидается, что в понедельник министры Европейского Cоюза примут решение о тех действиях, которые дадут Брюсселю полномочия на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменистаном по соглашению относительно газопровода.
Если такие меры будут одобрены, то это событие станет первым, когда 27 стран-членов союза дадут Европейской Комиссии полномочия решать вопросы по энергетическим договорам с третьими странами от их лица.
Беспрецедентная передача полномочий является последним признаком того, насколько Европейский Союз обеспокоен своей зависимостью от России, которая поставляет туда около четверти от общего объема природного газа.
Данный проект является краеугольным камнем стратегии Европейского Ссоюза, призванной упразднить эту зависимость, и он долгое время был одним из приоритетных направлений для Жозе Мануэля Баррозу, председателя Европейской Комиссии.
Европейская Комиссия вела неформальные переговоры с Туркменистаном в течение двух лет в надежде убедить правительство страны поставлять часть ее запасов газа на запад.
Если такое соглашение будет достигнуто, то это потребует строительства газопровода под Каспийским морем, соединяющим Туркменистан и Азербайджан, последний из которых уже дал обещание отправлять газ в Европу.
Предыдущие попытки наладить транскаспийскую линию снабжения были сведены к нулю территориальными разногласиями между двумя странами Центральной Азии, а также возражениями со стороны России.
Страны-члены ЕС, которые традиционно заключали сделки с Кремлем и другими экспортерами энергоресурсов, долгое время с осторожностью относились к вопросу передачи Брюсселю полномочий в отношении энергетической политики. Однако, сейчас, очевидно, они готовы это сделать, чтобы продемонстрировать Туркменистану, чьего расположения также ищут Россия и Китай, что Европа открыта для более тесного сотрудничества.
Гюнтер Эттингер, комиссар ЕС по энергетике, назвал решение стран-членов ЕС «вехой», добавив: «В конечном счете, именно Европа, а не одна отдельно взятая страна, извлечет выгоду из поставок каспийского газа».
Если этот проект будет развиваться, то он может стать столь необходимой поддержкой для Nabucco, 3900-километрового газопровода, который призван поставлять природный газ из Азербайджана в Австрию через Турцию, намеренно огибая территорию России. Газпром, контролируемый государством российский монополист в области экспорта газа, уже выступил с проектом конкурирующего газопровода под названием «Южный Поток».
Несмотря на поддержку Европейской Комиссии, судьба проекта Nabucco все еще под сомнением, так как, в частности, непонятно, смогут ли его сторонники получить доступ к такому количеству газа, которое сделало бы проект коммерчески жизнеспособным, особенно в первые годы после его запуска. Предполагается, что ежегодная мощность его составит 31 миллиард кубических метров.
Два менее дорогостоящих проекта – Трансадриатический газопровод и соединительный трубовод Турция-Греция-Италия – также соперничают за долю в примерно 20 миллиардов кубометров, которые Азербайджан обещал направить в южный коридор европейских газовых магистралей.
Это противостояние усиливается в связи с приближением крайнего срока 1 октября, до которого стороны должны представить свои предложения по тарифам консорциуму, занимающемуся разработкой второй очереди газового месторождения Шах-Дениз в Азербайджане. Группа, включающая в себя британскую компанию ВР, норвежскую Statoil, французскую Total и принадлежащую Азербайджану Socar, возможно, примет решение до конца года.
Сторонники Nabucco считают, что дополнительные 10 миллиардов кубометров газа из Туркменистана могут улучшить перспективы проекта. Согласно оценкам ВР, это всего лишь часть из 8000 миллиардов кубометров газовых запасов, которыми обладает эта страна.
Чиновники Европейской Комиссии полагают, что в конечном итоге посредством транскаспийской магистрали можно будет вести поставки из других частей данного региона.