Снизив кредитный рейтинг Италии, агентство Standard & Poor’s нанесло удар по фондовым рынкам и евро и подчеркнуло поразивший третью по величине экономику Еврозоны кризис суверенного долга.
В понедельник S&P снизило рейтинг Италии на одну отметку - до A с негативным прогнозом, что означает вероятность дальнейшего снижения. Этот шаг – первое снижение S&P рейтинга Италии с 2006 года – делает рейтинг Италии по версии S&P на три отметки ниже, чем по версии Moody’ – рейтингового агентства, от которого многие ожидали, что оно первым снизит итальянский рейтинг. В пятницу Moody’s заявило, что оно будет продолжать анализ финансовой обстановки в Италии.
Во вторник премьер-министр Италии Сильвио Берлускони осудил S&P, назвав его решение оторванным от реальности и политически мотивированным. «Оценки Standard & Poor’s, по-видимому, диктуются скорее газетными статьями и политическими соображениями, чем реальностью», - заявил г-н Берлускони.
После первоначальных колебаний рынки в основном проигнорировали снижение рейтинга. Эталонная процентная ставка по 10-летним итальянским облигациям поднялась на 8 базисных пунктов и достигла 5,66%. Ранее в эту же сессию она достигала 5,8 %. Евро поднялся на 0,3% до 1,371 доллара, хотя непосредственно после снижения упал по отношению к доллару.
Миланский фондовый индекс FTSE MIB поднялся на 1 %, а акции двух крупнейших в Италии банков - UniCredit и Intesa Sanpaolo - подорожали еще сильнее. S&P сослался на «снижение прогноза экономического роста» Италии и на «слабость правящей коалиции», которая вряд ли сможет «решительно действовать» в ситуации кризиса.
Снижение рейтинга снова помещает Рим в центр охватившего еврозону кризиса после нескольких дней всеобщей тревоги по поводу надвигающегося дефолта Греции.
«Это в первую очередь снижение рейтинга политиков Италии и Европейского Союза, - считает Сони Капур (Sony Kapoor), глава брюссельского аналитического центра Redefine, специализирующегося на экономических проблемах. – Позорная неспособность руководства ЕС справиться с проблемами, связанными с Грецией, заставляет сомневаться в том, что намного более масштабные и срочные проблемы, с которыми столкнулась Италия, будут решаться лучше».
Стоимость заимствований для Италии в последние недели упорно росла, несмотря на то, что Европейский центральный банк скупал ее облигации. В понедельник при закрытии торгов процентная ставка по 10-летним итальянским облигациям составила 5,59 %, что ниже августовского пика в 6,4 %, но намного выше 4,9 %, достигнутых, когда ЕЦБ только начал свои закупки. Италия обладает самым большим рынком облигаций в Европе и третьим в мире после США и Японии.
Снижение рейтинга S&P, скорее всего, заставит многих опасаться за судьбу европейской банковской систем, акции которой уже несколько месяцев находятся под серьезным давлением. Многие крупные французские и немецкие банки серьезно зависят от положения дел в Италии.
«Без полной уверенности в кредитоспособности Италии невозможно полностью доверять европейской банковской системе», - уверен г-н Капур. S&P также сократило свои прогнозы экономического роста в Италии до 2014 года до 0,7% в год. В мае оно предполагало, что рост будет составлять 1,3 %. Тогда же агентство заявляло, что шансы на снижение рейтинга Италии к 2013 году составляют один к двум.
Кроме этого, оно повысило для Италии прогноз по уровню задолженности. S&P считает, что в следующем году на пике она составит 122,4 % от ВВП – то есть станет второй по величине в еврозоне после греческих долгов. По негативному сценарию, предложенному агентством, Италия скатится в следующем году в рецессию, причем с долгом в 123,9% от ВВП.
Ранее в этом месяце Италия в попытке успокоить рынки огласила новую программу строгой экономии. Однако S&P относится к ее планам со скепсисом. Агентство утверждает, что сокращение расходов на 60 миллиардов евро не даст результатов – частично потому, что оно ожидает рост рыночных процентных ставок по итальянским облигациям.
Снижение рейтинга Италии может вновь вызвать волну возмущения в адрес рейтинговых агентств со стороны европейских политиков. Европейская комиссия угрожает принять третий с начала финансового кризиса пакет мер по регулированию деятельности агентств. Кроме того, все чаще звучат разговоры о создании «независимого» европейского рейтингового агентства. Впрочем, многие источники в банковском секторе и на финансовых рынках в целом воспринимают эту идею крайне скептически.