Сидит на двух стульях. Пляшет в тесных объятиях с Россией, при этом не возмущая Европейский Союз, а в особенности подозрительные Соединенные Штаты. Eni только что снова начала добывать нефть в Ливии после военных событий, последствия которых еще продолжают ощущаться. В этих местах собака о шести лапах (символ компании) продолжает передвигаться как в собственном саду, возделываемом в течение 50 лет, где лидерство Eni не оспаривается. Поставщики из Ливии покрывали до начала конфликта более четверти потребности Италии в нефти и 12,5% - в природном газе.
Сегодня Киренаика, регион, где расположены 15 скважин Eni старого месторождения Abu-Attifel, - это довольно безопасная зона, чтобы там можно было опять работать. И все-таки несмотря на давно ожидаемое возобновление деятельности в Ливии, итальянский энергетический колосс продолжает с особым интересом посматривать на восток: в сторону Черного моря, Украины, вплоть до континентальной арктической платформы и во всяком случае в сторону России.
Геостратегическая картина евроазиатской шахматной доски очень сложная, ее все больше затрагивают такие факторы, как все продолжающийся экономический кризис и политические потрясения, длящиеся не один месяц, поэтому такая гигантская компания как Eni не может не привести в движение самые разные фигуры на шахматной доске.
Ведется работа о заключении союза с Роснефтью по разработке месторождения на Валу Шатского
Слухи из Москвы, например, сообщают о том, что группа, возглавляемая Паоло Скарони, работает над заключением соглашения с первым по значению производителем сырой нефти, компанией Роснефть в целях совместной разработки месторождения Вал Шатского на Черном море. Запасы нефти в этой зоне оцениваются в 860 миллионов тонн.
Eni может приобрести 33% проекта в совместном предприятии, оценивающимся в 32 миллиарда долларов и финансировать начальные этапы по исследованию стоимостью в 1 миллиард долларов. Прошлым летом Роснефть подписала соглашение с американской компанией Шеврон, которая потом вышла из сделки. Затем вышла из игры и кандидатура французской фирмы Total, которая между тем пытается выбить почву из-под ног у Eni в Ливии.
Не ясно, будет ли в этот проект с базой в приморском городе Туапсе вовлечена американская компания ExxonMobil. Но какой выгоды смогла бы добиться итальянская нефтяная и газовая компания в этой новой авантюре на Черном море? А чего хотят русские взамен? Этот вопрос был задан Eni в Lettera43.it, но она предпочла оставить его без ответа.
Удобный случай для роста в России
Договор с Роснефтью может открыть Eni дорогу к какой-нибудь другой крупной инициативе в России, учитывая, что все сделки в этих местах проходят через руки все той же Роснефти или Газпрома.
Операция может превратиться в еще один козырь для итальянского энергетического колосса, который должен продемонстрировать Москве уровень своего технологического know-how в области новых и более выгодных методов эксплуатации месторождения. «С другой стороны, для Eni технологическая часть является самой выгодной», - сказал Lettera43.it Марцио Галеотти, профессор Миланского университета по экономике окружающей среды и энергии. Потом профессор, который также является научным директором в исследовательском центре по экономике и политике в области энергетики и окружающей среды в университете Боккони, добавляет: «Речь идет не только о том, чтобы иметь полный или частичный контроль над ресурсами, но о том, чтобы предложить свою кандидатуру на участие в технологической части сделки».
Ливия в качестве «разменной монеты»
В обмен Eni могла бы открыть для Роснефти калитку в свой палисадник, разрешив русским доступ в свои владения, которыми итальянский гигант обладает в Ливии.
Циркулировали слухи, что Роснефть якобы проявляет интерес к огромному месторождению “Elephant”, в районе Феццан, в восьмистах километрах от Триполи. Но источники, близкие к проекту, подтвердили Lettera43.it, что у Роснефти нет намерения мешать Газпрому, у которого имеется преимущественное право на приобретение через контролируемую им компанию ГазпромНефть в течение двух лет 33% “Elephant” (то есть половину от квоты Eni) за 163 миллиона долларов.
Договор Eni-Газпром был подписан в феврале, а потом заморожен из-за ливийского конфликта, но сейчас две многонациональные компании подтвердили, что хотят довести до конца эту операцию.
С другой стороны, Eni может предложить и другие возможности в Ливии, в то время как Роснефть прежде всего заинтересована в нарушении табу и во вхождении в важный африканский рынок.
Слишком щедрая плата
Но некоторые эксперты замечают, что предоставление доступа к ливийским ресурсам русским (которые никогда не работали в этой зоне в последние тридцать лет) — это слишком щедрая плата по сравнению с ценностью проекта на Черном море, который, помимо всего прочего, таит в себе много неизвестных и определенную степень экономического риска.
С другой стороны, однако, возможно, что Вал Шатского рассматривается Eni в качестве трамплина по направлению к континентальной арктической платформе. Кажется, идут переговоры о создании консорциума вместе с ExxonMobil для развития арктического бассейна в стратегическом партнерстве с Россией. Со стороны Eni не поступает ни подтверждения, ни опровержения, а это уже о многом свидетельствует. Денис Борисов, аналитик банка Москвы подводит итог: «Речь идет о проекте с неизвестным будущим, хотя для Eni он смог бы стать входным билетом в российскую нефтяную промышленность».
Европа в замешательстве, США против
С другой стороны, все более тесный союз с Газпромом и проникновение русских в Ливию через их участие в разработке месторождения “Elephant” вызывает замешательство в Европе и недвусмысленные возражения США. Вашингтон давно противостоит этой сделке, опасаясь, что Eni позволит Москве окончательно взять Европу в клещи не только с востока, но и с юга. В конце концов, на карту поставлен вопрос о диверсификации и энергетической независимости ЕС да и самой Италии. Это деликатнейшая тема, если учесть, что Старый Свет уже сейчас почти треть своих потребностей удовлетворяет за счет Газпрома.
«Южный Поток»: пространство для Edf и Wintershall
Кроме того, Соединенные Штаты уже давно озабочены другой проблемой, связанной с новорожденным проектом газопровода «Южный Поток». В этом случае руководители Eni решили применить некоторую дозу промышленной дипломатии, чтобы задобрить, по крайней мере, Европейский союз, позволив французской компании Edf и немецкой Wintershall (группа Basf) войти в сделку с квотой 15% каждая. Доля Eni, таким образом, снизилась до 20%, в то время как Газпром удерживает свои 50%.
Гигантский газопровод, по которому потечет российский газ в Европу, обходя территорию Украины стороной, таким образом, становится не только итало-российским делом, но и «европейским» в надежде, что проект получит финансовые льготы, а Евросоюз сможет легче переварить этот проект с политической точки зрения. ЕС в то же время занят и конкурирующим с «Южным Потоком» проектом газопровода Nabucco, который предполагается построить в период 2013-2017 годы именно с целью освободиться от российского ига. Скарони надеется, таким образом, немного успокоить Соединенные Штаты и побыстрее получить зеленую улицу.
Строительство «Южного Потока» может стоить 20 миллиардов евро
Однако надо подсчитать все экономические неизвестные и рентабельность инфраструктуры: только отрезок газопровода, который должен пройти по морскому дну (900 км в Черном море) может стоить 10 миллиардов долларов, и примерно такая же сумма понадобится для реализации наземной части, что выльется в общую цифру, по крайней мере, в 20 миллиардов.
Итак, окончательное решение об инвестициях будет принято только во второй половине 2012 года после оценки выполнимости проекта. В этот момент будет выбран советник, который подготовит все документы, чтобы задействовать сеть банков-участников финансирования предприятия.
Последние ценные бумаги менее привлекательны, чем Btp
Инвестиции в любом случае потребуют огромных обязательств от итальянского гиганта. В первые шесть месяцев текущего года доход от деятельности Eni составил 8,5 миллиардов евро, а инвестиции поглотили 6,5 миллиардов.
Кроме того, курс облигаций Btp с более высокой рентабельностью и спрэдом (spread) после снижения рейтинга Италии аналитической компанией Standard&Poor's затрудняют размещение ценных бумаг, выставленных на продажу итальянской нефтегазовой компанией. Эти облигации на сумму 1 миллиард (она может быть увеличена до двух миллиардов) предлагаются до 4 октября. Действительно, даже учитывая самый высокий предполагаемый уровень рентабельности, равный 280 базовым пунктам сверх дохода мид-своп за 6 лет, сегодня можно получить пятипроцентный купон без вычета налога, что ниже того, что дают облигации Btp.
«У меня создается впечатление, что решение сделать участниками предприятия французов и немцев связано, скорее всего, с экономической стороной дела, чтобы распределить риски. Войти самим в эту сделку с Газпромом означает для Eni взять на себя слишком большую дозу риска», - замечает Галеотти.
Верно, что «Южный Поток» будет снабжать потребителей российским газом, а по Nabucco потечет газ с Каспийского моря. Следовательно, в принципе они не являются конкурентами, как не раз утверждал Паоло Скарони. «Тем не менее, думаю, что некоторая доля конкуренции во всем этом присутствует. Проект требует огромных денежных затрат, а когда он войдет в действие, нужно чтобы по нему шел газ, то есть, с одной стороны трубы, должны быть страны-поставщики, а с другой, государства-потребители»,- говорит Галеотти. «Нужно учитывать, что международный кризис затягивается, следовательно, потребление может снизиться», - добавляет эксперт.
Влияние отказа от использования атомной энергии на спрос на газ
Отказ ряда стран от использования атомной энергии может оказаться благоприятным для принятия решения о строительстве газопроводов. «Германия, которая отказалась от использования атомной энергии, будет нуждаться в большем объеме углеводородов, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе», - подчеркивает Галеотти.
Потом он добавляет: «Нужно учитывать, что и во Франции есть некоторые колебания в вопросе использования мирного атома: вот почему Edf собирается войти в проект Южный Поток», в целях диверсификации. В любом случае вся геополитическая картина быстро меняется с ростом политической и экономической мощи Турции, с развитием все более тесных отношений Анкары и Египта и усилением напряженности между Израилем и Кипром».
Преодолеть противоречия в финансировании проекта компании СеверЭнергия
Между тем, Скарони давно пытается убедить США, что «Южный Поток» не представляет конкуренции для Nabucco и что, по сути, участие Газпрома в ливийских делах в настоящий момент касается только нефти, а не газа. С другой стороны, Eni кажется заключенной в теплые российские объятия Газпрома, несмотря на некоторую старую трещину между Скарони и энергетическим колоссом Кремля. Несколько дней тому назад Газпром и СеверЭнергия (51% в мегапроекте «Ямал», в котором участвуют в равных долях Новатек и ГазпромНефть, 30% принадлежит Eni и 19% Enel) подписали контракт, согласно которому Газпром берет на себя обязательство покупать газ, добываемый компанией СеверЭнергия. Добыча газа этой компанией не раз откладывалась из-за разногласий между акционерами по поводу схем финансирования проекта. Действительно, в 2010 году Газпром продал свою квоту совместному предприятию, созданному фирмами ГазпромНефть и Новатек.
Изучается вопрос о соглашении с компанией Нафтогаз
Eni не исключает и Украину и готовится к возможному заключению соглашения с компанией Нафтогаз вместе с Газпромом, Total, Hulliburton e ExxonMobil, касающегося офшорных месторождений, тех, что были недавно открыты в районе Юзовки (Iuzov), и минеральных ресурсов западной Украины.
Россия Путина, тем не менее, остается для Eni стратегически наиболее важным партнером: договор Eni-Газпром в 2006 году позволил ей войти в российскую экономику, а Газпром получил доступ к итальянскому рынку. Объемы прямых продаж газа к 2010 году должны были равняться в среднем 3 миллиардам кубометров в год, но на сегодняшний день этот параметр не был достигнут.
Италия зависима на 85%
В любом случае Скарони приходится ходить по узкому дипломатическому краю. Галеотти подводит итог таким образом: «Генеральный директор будет продолжать идти по дороге привилегированных отношений с Газпромом, стараясь в то же время сохранить и хорошие отношения с США. С другой стороны, Италия имеет уникальную позицию в Европе с точки зрения потребления, она зависима от поставок на 84-85%». Иными словами: не приходится быть слишком разборчивыми. Действительно, Eni не отступила, когда она решила наступить на ноги Газпрому из-за выгодных контрактов, как, например, в случае поставок газа в Хорватию, начиная с 2011 года. Российский аналитик Валерий Нестеров говорит озабоченно: «Европейские страны начали отрываться от Газпрома. Они хотят найти замену российскому газу». Есть опасение, что и другие последуют примеру Загабрии.
Будущие политические судьбы двух больших друзей Путина и Сильвио Берлускони неизвестны. Но Галеотти не предвидит больших перемен: «Смена режимов никогда не ставила под удар контракты. В экономике действует прагматизм и “realpolitik”. Возможный уход со сцены нашего премьер-министра не слишком изменит отношения между двумя колоссами.