Будь то «Майбахи» с тонированными стеклами, накачанные телохранители или миллиарды фунтов стерлингов на кону, в любом случае нельзя было говорить о нехватке интриги накануне, когда настал второй день «битвы олигархов» в лондонском Высоком суде.
Возможно, самым пленительным элементом всего ожесточенного спора между миллиардером и владельцем клуба «Челси» Романом Абрамовичем и его бывшим другом, разыскиваемым бизнесменом и политиком Борисом Березовским было то, что это дело обещало пролить свет на теневой преступный мир России середины 1990-х годов.
Этот свет превратился в яркое свечение, когда ведущий британский королевский адвокат Джонатан Сампшен (Jonathan Sumption), который, по слухам, получает гонорар, исчисляемый восьмизначным числом, представил свои первые аргументы в защиту г-на Абрамовича.
Владелец «Челси», чье состояние оценивается в 8,6 миллиарда фунтов стерлингов, и его бывший наставник г-н Березовский, чье состояние составляет скудные 500 миллионов фунтов, вновь сидели в противоположных углах зала суда, окруженные адвокатами, когда г-н Сампшен – историк-медиевист в свободное от основного занятия время – произнес фразу о том, что условия в России после краха коммунизма были такими, «каких в этой стране не видели с XV века».
Он заявил г-же судье Глостер, что адвокатам «было не легко» понять эти «очень экстраординарные, необычные условия», но добавил: «Ваша милость, наверняка, читали Шекспира».
Затем адвокат пустился рассказывать историю угроз, одолжений и запугивания в отношениях между российскими миллиардерами и президентами, будь то мертвыми, сидящими в тюрьме, судимыми или даже в одном случае по-прежнему занимающими высокий пост в Кремле и рассчитывающими вернуться в президенты.
«Не было никакого верховенства закона, - сказал он, - полиция была коррумпирована. Суды были в лучшем случае непредсказуемыми, а в худшем ими могли легко манипулировать группы, отстаивающие определенные политические или экономические интересы.
«Никто не мог начать заниматься бизнесом, не имея доступа к политической власти. Если у вас самого не было политической власти, вам требовался доступ к «крестному отцу», у которого такой доступ имелся».
Г-н Березовский подал в суд на г-на Абрамовича, обвиняя его в злоупотреблении доверием и нарушении контракта относительно нефтяной компании «Сибнефть». Он требует возмещения ущерба в размере 3,2 миллиарда фунтов стерлингов. В понедельник адвокат г-на Березовского Лоуренс Рабинович (Lawrence Rabinowitz) описал двух олигархов как друзей и равных партнеров в «Сибнефти», и по его словам, такими они оставались до тех пор, пока г-н Абрамович путем запугивания не вынудил его продать свои акции по заниженной цене, говоря, что в противном случае они будут просто отобраны у него Кремлем.
История, рассказанная г-ном Сампшеном накануне, была заметно другой. Он сказал, что г-ну Березовскому заплатили миллионы фунтов стерлингов, и эти деньги были уплачены компаниями, контролируемыми г-ном Абрамовичем, за его услуги в качестве «политического крестного отца».
«Борис Березовский был весьма противоречивой и неоднозначной фигурой в российской политике в 1990-е годы, - сказал он, - Борис Березовский был «серым кардиналом».
Адвокаты г-на Березовского качали головами, пока г-н Сампшен описывал его как человека, не обладающего ни знаниями, ни интересами в нефтяном бизнесе – якобы его единственным значительным вкладом в «Сибнефть» было обеспечение для г-на Абрамовича ценными политическими контактами и своим влиянием на тогдашнего президента Бориса Ельцина через его дочь Татьяну Юмашеву и ее мужа, главу администрации г-на Ельцина.
«Он не внес ни цента в приобретение или строительство бизнеса, ни вклада в управленческий успех компании», - заявил г-н Сампшен.
Приобретение г-ном Абрамовичем контрольного пакета акций «Сибнефти» за сравнительно скромную цену произошло в ответ, по его словам, на поддержку президента Ельцина со стороны телеканала ОРТ г-на Березовского на президентских выборах 1996 года. Господин Абрамович в свою очередь признал «долг чести», который у него был перед г-ном Березовским, и регулярно осуществлял выплаты ему сумм, которые в общей сложности составили миллионы фунтов. Эти выплаты, известные как «крыша», мы должны признать как «убежище или защиту», сказал г-н Сампшен, т.е. услуги, которые г-н Березовский оказывал вместе со своим товарищем, грузинским миллиардером Бадри Патаркацишвили, который умер внезапно и неожиданно в своем доме в Суррее в 2008 году.
Г-н Березовский «требовал все больше и больше», отметил г-н Сампшен. «Расходы на огромные пышные дворцы во Франции, частный самолет, брильянты для своих подруг, дорогие картины на аукционе Sotheby's».
После того, как г-н Березовский рассорился с президентом Путиным и был вынужден искать политического убежища в 2000 году, г-н Абрамович выплатил г-ну Березовскому 1,3 миллиарда фунтов, и эта сумма, как он заявляет, была его «долгом чести», и не имела никакого отношения к процветанию «Сибнефти». Г-н Березовский заявляет, что эти деньги представляли собой плату за вынужденную продажу его доли в «Сибнефти» по бросовой цене. В 2005 году г-н Абрамович продал свою долю в «Сибнефти» за 7,4 миллиарда фунтов, и это на тот момент стало крупнейшей сделкой в российской истории.
Самой значительной проблемой для госпожи судьи Глостер в ближайшие двенадцать недель станет то, что существует мало должным образом оформленных документов в поддержку позиции той или иной стороны.
Как отметил г-н Сампшен, «соглашение оказать телевизионную поддержку президента Ельцина в обмен на продажу государственных активов никогда не могло бы быть зафиксировано письменно. Конечно, нет».
Г-н Березовский даст свои показания завтра. Г-н Абрамович, как ожидается, сделает то же самое в начале ноября.