Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В послевоенную эпоху Западная Европа была весьма уютным местом. В военном смысле ее защищали США. В ее странах господствовали более или менее общие культурные ценности. Ей не слишком часто приходилось иметь дело с Востоком.

В послевоенную эпоху Западная Европа была весьма уютным местом. В военном смысле ее защищали США. В ее странах господствовали более или менее общие культурные ценности. Ей не слишком часто приходилось иметь дело с Востоком. Ей удалось создать маленькие социальные демократии, гордившиеся появившимся внутри них равенством или, по крайней мере, тем, что им удалось свести к минимуму различия в материальном достатке.

С тех пор несколько потрясений разрушили этот мир. Первый удар прогремел в 1989 году. Падение Берлинской стены было объявлено, в приступе триумфализма, подъемом Запада. Несмотря на то, что Джордж Буш воздержался от празднований по этому поводу, ликование царило повсеместно. Для Европы падение стены означало, что Восток возвращается. Теперь жители Восточной Европы могли путешествовать на Запад. Объемы торговли между ними росли. Предполагалось, что континент необходимо объединить. Было создано евро. Считалось, что Германия стала экономическим локомотивом, который тянул весь континент к процветанию.


Еще по теме: Германия расходится с Европой

 

Следующее потрясение наступило в 2008 году. Европейцы уже были раздражены США, когда администрация Буша направила войска на войну в Ирак. Германия, давний и верный их союзник, отказалась поддержать США в этой войне. Канцлер Германии Герхард Шредер даже выстроил свою избирательную кампанию на идее протеста против войны. В 2008 году европейцы обвинили США в мировом экономическом кризисе.

Сейчас положение коренным образом изменилось. Третье потрясение для Европы оказалось внутренним, а не внешним. Греция находится на грани банкротства. Италия, Испания и Португалия могут за ней последовать. Дурные предчувствия крепнут, поскольку само евро может упасть. Непокорный немецкий электорат рассматривает идею о финансовой помощи с растущей антипатией. Немецкие банки отказываются списывать греческий долг. Банки Франции могут также не выдержать. А Италия – что же, это Италия.


Еще по теме: Будущее еврозоны

 

Именно поэтому переговоры, проходящие на этой неделе, по поводу спасения Греции могут стать самыми значительными в истории Европейского Союза. Канцлер Германии Ангела Меркель, несмотря на осуждение своих шумных критиков, действует настолько быстро, насколько она может – а это значит, не слишком быстро. Тем временем, французский президент Николя Саркози летит во Франкфурт на совещания крайней важности с фрау Меркель, чтобы попытаться предотвратить крах французских банков.  Ему пришлось уступить перед настойчивым требованием Меркель о том, что Европейский центральный банк не должен становиться инструментом спасения Греции. На фоне новой волны националистических настроений, захлестнувшей Европу, Меркель пользуется в Германии большой популярностью за то, что противостоит Франции. «Битва Меркель за наше евро» - гласит заголовок популярной газеты Bild. Другими словами, имеется в виду именно немецкое евро, а вовсе не европейское. Насколько это подойдет соседям Германии, с учетом того, что им придется принять ее прочную валюту и строгие экономические принципы? Неужели мы становимся свидетелями тевтонизации Европы и конца французской социалистической модели?

Грядущий план можно назвать трехступенчатым: используем спасательный фонд в качестве страховки от невыплат долгов; вливаем больше средств в европейский спасательный фонд; оказываем давление на банки, чтобы те списали больше долгов. Является ли этот план работоспособным – это один вопрос. Другой вопрос – одобрят ли его. В Западной Европе укрепляется демократия, что может расстроить планы элиты.  К ужасу Меркель, кажется, теперь весь бундестаг будет голосовать по целому пакету спасательных мер. До сих пор предполагалось, что пакет мер будет представлен на голосование бюджетного комитета федерального парламента. Теперь все по-другому. Теперь от Меркель потребуется еще одно свидетельство политической воли, чтобы спасти ситуацию. Но не стоит недооценивать железную леди-канцлера, которая игнорирует своих оппонентов вот уже много лет.

 

Еще по теме: Политическое измерение европейского кризиса

 

Если пакет будет одобрен, а инвесторы успокоены, Меркель может войти в историю как женщина с Востока, которая спасла Запад. Довольно ироничный поворот событий. Но в истории случались гораздо более странные вещи. Если Меркель проиграет, тогда идея евро – и единства Европы – испытает на себе смертельный удар. Издание Wall Street Journal сообщило, что Меркель подарила Саркози на день рождения нового плюшевого медведя. В случае если новый план, который должен быть обнародован на этой неделе, не сможет спасти положение, Саркози может  понадобиться нечто большее, чем просто плюшевый медведь, для сохранения душевного спокойствия.