Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Франция – не Греция или Италия – будет решать судьбу евро?

© коллаж ИноСМИФранция и Евросоюз
Франция и Евросоюз
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Собственные экономические проблемы Франции скоро сделают ее неспособной оказывать финансовую помощь более слабым европейским государствам. Если это случится, игра евро будет окончена.

Достигнутое на прошлой неделе соглашение о спасении евро сдержало развитие проблем в Греции, по крайне мере, на время. Теперь все взгляды устремились на Италию как на следующую потенциальную горячую точку кризиса. Однако нет никакой необходимости перебирать проблемные экономики европейских стран по одной, пытаясь оценить их индивидуальные перспективы. В конце концов, значение имеет только одна страна. Выживание евро – и всей европейской экономической системы – в конечном счете, зависит от Франции.

Даже в краткосрочной перспективе, сделка, о которой объявили в четверг в Брюсселе вряд ли стоит того, чтобы ей радоваться. Европейцы пришли к соглашению об увеличении размеров фонда финансовой помощи. Банки пополнят свой капитал, однако им придется в основном самостоятельно искать дополнительные средства. Многие частные держатели греческого долга должны будут взять на себя 50% потерь по государственным облигациям, которыми они владеют. Эксперты утверждают, что подобные условия трудно принять, и некоторые считают, что этот план потерпит неудачу в ближайшие несколько недель.


Еще по теме: Сумеет ли Европа спасти свою экономику?

 

Тем не менее, акции заметно выросли к концу прошлой недели. В самом деле, с подъемом индекса S&P500 на 14% октябрь стал самым удачным месяцем для американских бирж, начиная с 1974 года. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, с точки зрения долгосрочной перспективы акции достаточно дешевы, чтобы расти в цене каждый раз при появлении улучшений в краткосрочных мировых финансовых проблемах. Во-вторых, рынки опасались гораздо худших результатов совещания в Брюсселе. Акции выросли не столько из-за того, что достигнутое соглашение сможет решить проблему,  сколько из-за того, что час расплаты снова был отложен.

Но даже если с Грецией разобрались достаточно успешно, европейскую экономическую систему продолжают осаждать гораздо более серьезные проблемы. Все внимание сейчас устремляется на Италию как на следующее слабое звено в цепи. Долг страны огромен, и в течение следующих шести месяцев десятки миллиардов долларов долга необходимо будет пролонгировать. Самые зловещие сигналы приходят с самих финансовых рынков. Проценты по займам в Италии фактически выросли после того, как было объявлено о Брюссельском соглашении. А у европейских банков сохраняются проблемы с обретением адекватного финансирования. Два этих показателя являются признаками того, что инвесторы не верят, что европейские финансовые проблемы были окончательно решены.

Тем не менее, в конечном счете, решение вопроса о существовании евро и европейской финансовой системы замыкается на Франции. Весь процесс решения экономических проблем более слабых европейских стран зависит от того, существует ли достаточное количество  финансово сильных стран, чтобы оказать помощь. Также в равной степени важно, чтобы существовала твердая уверенность в существовании общих экономических интересов. Франция становится ключевым звеном в обоих случаях.

Сейчас все более очевидно, что Европа разделяется на два экономических блока, интересы которых расходятся. С одной стороны стоит Германия и менее крупные страны – Нидерланды, Австрия и Финляндия – которые обладают одинаково сильными экономическими системами. С другой стороны - Греция, Испания, Италия и другие страны, переживающие в настоящий момент серьезнейшие долговые трудности.

 

Еще по теме: Евро нужен «Брандмауэр»

 

Более богатые страны видят все меньше и меньше причин для того, чтобы оплачивать выход из кризиса более слабых. В большинстве из них сейчас наблюдается подъем правосторонних движений, которые выступают против субсидирования более слабых стран в зоне европейской валюты. И даже в рядах большинства господствующих партий в Германии, Австрии, Нидерландах и Финляндии, присутствует доля скептицизма по поводу евро. Что заставляет их участвовать – это понимание того, что существует обширная европейская аудитория, которая поддерживает единую валюту. И эта аудитория в основном концентрируется вокруг партнерских отношений между Францией и Германией, на которых был основан Европейский Союз.

Тем не менее, очень скоро собственные проблемы Франции начнут поглощать все ее экономические ресурсы. Тогда как многие европейские банки подвергаются потенциальному риску потерь по греческому и, вероятно, итальянскому долгу, банки Франции оказываются в рядах наиболее уязвимых. В результате, акции банков Société Générale, BNP Paribas и Crédit Agricole потеряли почти половину своей стоимости, начиная с марта. Французский кредитный рейтинг ААА подвергается риску уже в течение нескольких месяцев. Две недели назад рейтинговое агентство Moody`s предупредило о вероятном понижении рейтинга Франции. Несмотря на то, что президент Саркози заявил, что сделает все, чтобы защитить кредитный рейтинг своей страны, ввести необходимые жесткие экономические меры будет политически очень трудновыполнимо, особенно в свете предстоящих президентских выборов в следующем году.

Удалите Францию из списка стран, которые могут себе позволить оказать финансовую поддержку, и у вас практически никого не останется. Оставшиеся богатые страны не просто ощутят потерю финансовых вливаний Франции, они также потеряют большую часть своей психологической мотивации, необходимой для отстаивания общей европейской валюты.

Без оси Германия-Франция остается только небольшая группа северных стран, связанных с Германией, которым, возможно, финансовое отделение от остальной части Европы сыграет на руку. Некоторые политики и представители деловой элиты уже призвали совершить этот шаг. А с чисто экономической точки зрения, такой раскол действительно имеет смысл.


Еще по теме: Конец Западной Европы?

 

Что мешает ему произойти – это тот аргумент, что Европа представляет собой нечто большее, чем просто экономические расчеты. Жизнестойкость этой точки зрения сейчас зависит от того, сохранит ли Франция способность исполнять ведущую роль. Неважно, что происходит вокруг, если собственные финансовые проблемы Франции исключат ее из уравнения, группе северных государств придется платить по всем счетам. А с практической точки зрения им совсем невыгодно заниматься этим слишком долго.