Никита Михалков родился в Москве в 1945 году. Этот российский кинодеятель наиболее известен за пределами своей страны и получил наибольшее количество наград на международных фестивалях. Режиссер советско-итальянской киноленты «Очи черные» пользуется расположением российских властей и поддерживает дружеские отношения с премьер-министром Владимиром Путиным. Михалков – фигура противоречивая. На этой неделе его будут чествовать на Фестивале европейского кино в Севилье.
El Correo: Вы когда-нибудь бывали в Севилье?
Никита Михалков: Нет, но я уверен, что мне понравится. В детстве у меня была воспитательница, которая приехала в Советский Союз вместе с «детьми войны». От нее я научился испанскому языку чуть ли не раньше, чем русскому.
- Как, по Вашему мнению, воспримет испанский зритель Вашу последнюю киноленту «Цитадель»?
- Любой восприимчивый человек способен понять эту картину. В ней в иносказательной форме рассказывается о простых вещах. Это как притча. Это не исключительно военный фильм, в нем также поднимается тема любви и счастья. На фоне кошмара развиваются человеческие отношения.
Михалков: современная Россия проиграла бы Великую отечественную
- Две Ваши последние картины обошлись в несколько миллионов евро, а их съемки заняли восемь лет. Критики утверждают, что в кинотеатрах они не окупились.
- Картины такого рода никогда не окупаются, но если Вы разделите вложенные 40 миллионов евро на два часа сорок минут, которые идет «Предстояние» (та же длительность, что и у «Цитадели»), и сериал из 13 частей, снятый нами для телевидения, то окажется, что не так уж все и дорого.
- Да, но с «Пиратами Карибского моря» сравнить нельзя.
- «Пираты Карибского моря» смотрится с интересом, он снят в формате 3D, к тому же там Джонни Депп в главной роли, но все же это нельзя сравнить с «Крестным отцом» и «Пролетая над гнездом кукушки». Если мы делаем слишком коммерческое кино, то рискуем, что на наши картины придет совсем не тот зритель, на которого мы рассчитывали.
- Какая публика желательна, а какая нет?
- Любая публика желательна, просто нельзя ставить вопрос, либо это, либо то, как это делают российские критики. Мы должны иметь возможность смотреть «Пиратов Карибского моря» и «Аватара», но также и ленты Милоша Формана и Фрэнсиса Форда Копполы.
Отношения с властью
- Вы считаете, что критики несправедливы по отношению к Вам?
- В упрек кинокритикам я ставлю не то, что они ругают мои картины или вменяют мне в вину хорошие отношения с представителями власти, а то, что за последние четырнадцать лет они высосали все соки из российского кинематографа. При этом они всячески восхваляют абсолютно непрофессиональное кино, унижающее человеческое достоинство. Если возьмете кинокамеру и отправитесь с ней в отделение полиции или госпиталь, то, разумеется, запечатлеете ужасающие сцены. Я не говорю, что нужно скрывать правду, но это не единственное, что есть в России. Чем смотреть подобную мерзость, российский зритель лучше пойдет на «Аватар».
Читать еще: Сванидзе: «В глазах большинства Сталин остается победителем»
- Вам не кажется, что личность Сталина в Ваших картинах получилась слишком привлекательной?
- А Вы полагаете, что серая личность могла в течение стольких лет управлять такой страной, как СССР? Что человек, не обладавший харизмой, стал бы объектом мемуаров Черчилля? Прошу понять меня правильно, я не оправдываю чисток и репрессий, это было чудовищно. Я просто говорю, что он был великой личностью, интересным и даже привлекательным человеком. В противном случае его бы не продолжали вспоминать вплоть до сегодняшнего дня.
- Вы считаете себя приверженцем консервативных взглядов?
- Да, должны быть какие-то незыблемые корни. Ветки могут расти налево, направо или ввысь, но главный ствол и корни должны всегда оставаться на одном и том же месте.