Спецслужба МИ5 будет крайне разочарована тем, что Специальная комиссия по иммиграционным апелляциям не позволила правительству депортировать Катю Затуливетер по подозрению в шпионаже в пользу России.
Однако о самой длившейся год попытке добиться высылки из страны человека, дававшего серьезные основания для подозрений, руководство контрразведки явно сожалеть не будет.
По мнению сотрудников МИ5 в делах о шпионаже зачастую трудно получить надежные улики - «неоспоримые доказательства», бесспорно свидетельствующие о том, что подозреваемый ведет шпионскую деятельность в пользу той или иной страны или организации.
Вместо этого в таких делах, как дело г-жи Затуливетер, британские спецслужбы вынуждены, по словам одного из сотрудников Уайтхолла, решать вопрос о том, имеет ли смысл официально начинать попытки депортации, «исходя из оценки рисков».
Читайте еще: подвалы, дачи и призраки шпионов на улицах Москвы
«Необходимо сделать правильный выбор, - утверждает чиновник. – Следует ли подождать, пока не получится добыть то главное доказательство, которое будет принято судом и несомненно уличит шпиона? Или нужно действовать, несмотря на отсутствие убедительных доказательств, чтобы сорвать шпионскую операцию и предотвратить урон для национальной безопасности?»
Защита г-жи Затуливетер считают подобную аргументацию безосновательной. По ее мнению, в данном случае МИ5 просто было нечего срывать, так как никакой операции не было. «Дело было целиком основана на догадках, предрассудках и домыслах, - заявила во вторник адвокат г-жи Затуливетер Тесс Грегори (Tess Gregory) после того, как суд вынес решение. – Они просто решили потратить свое время и государственные деньги на бессмысленное и несправедливое преследование ни в чем не повинной молодой женщины».
Решение комиссии также заставит многих задаться вопросом о том, правильно ли МИ5 тратит свои ресурсы в ситуации, когда намного более значимую угрозу для Британии представляют террористы-джихадисты.
Однако, в каком бы неудобном положении сейчас не оказалась МИ5, у ее руководства и руководства министерства внутренних дел остаются три возражения.
Еще по теме: Россияне - мастера шпионажа
Во-первых, российский шпионаж остается серьезной угрозой для национальной безопасности Британии. По словам экспертов по безопасности, сейчас Россия держит в своих официальных представительствах в Лондоне от 30 до 35 офицеров разведки. Это означает интенсивность шпионажа аналогичную интенсивности шпионской деятельности КГБ времен конца холодной войны.
Во-вторых, это дело должно стать поводом для обсуждения вопроса о том, нужно ли Британии сохранять положение дел, при которой иммиграционный трибунал мешает МИ5 выдворять из страны людей, предположительно представляющих угрозу для национальной безопасности.
Еще по теме: "Российские шпионы" недалеко ушли от комиков
Наконец, вопрос в том, следует ли парламенту позволять гражданам стран, находящихся в сложных отношениях с Британией – в частности, гражданам России – работать помощниками членов парламента.
Как заметил один из сотрудников Уайтхолла: «Может быть я неправ, но мне трудно поверить в то, что так уж много британских девушек 20 с чем-то лет водит посетителей по российской Думе».