Когда Вацлав Гавел и еще 241 человек подписали в 1977 году, в разгар холодной войны, Хартию 77, коммунистический режим Чехословакии заклеймил их как «предателей и ренегатов», а также «агентов империализма». Таковы были эпитеты, которыми наградили некоторых из самых отважных европейцев 20-го века.
Почему Хартия 77 так возмутила советских правителей? Изначальной целью хартии был простой протест против преследования и тюремного заключения чешской рок-группы, которую вдохновляло творчество музыканта Фрэнка Заппы. Хартия открыто заявляла об отсутствии какого-либо интереса в том, чтобы стать основанием для «оппозиционной политической деятельности». Подписанты Хартии лишь призывали правительство выполнять обязательства по защите гражданских прав и прав человека, для видимости гарантированных конституцией самой Чехословакии, а также Хельсинкским заключительным актом 1975 года, который был подписан режимом.
Но Хартия также раскрыла лицемерие системы, утверждавшей, что говорит от имени «народа», чьи права она всесторонне нарушала. И именно отвращение к подобному лицемерию дало импульс жизни Гавела, сначала бывшего драматургом-диссидентом и полемистом, а затем превратившегося в государственного мужа, отстаивавшего свои убеждения, какой бы ни была для него личная цена.
Гавел провел годы за коммунистической решеткой за противостояние партийным догматам. Катапультированный из тюрьмы в кресло президента в посткоммунистической Чехословакии 1989 года, он ушел в отставку в 1992 году, потому что раздел страны на Чехию и Словакию не был поставлен на референдум. Вернувшись в кресло президента Чехии в 1993 году, он отслужил на этом посту еще одно десятилетие и превратился в звездного государственного мужа почти наравне с Нельсоном Манделой.
Он также не колеблясь подписал свое имя в колонке-мнении, опубликованной в нашей газете в январе 2003 года, в которой он призвал мир объединиться против Саддама Хусейна. «Трансатлантические отношения, - писал он вместе с семью другими европейскими лидерами, - не должны стать жертвой настойчивых попыток действующего иракского режима поставить под угрозу мировую безопасность». Жак Ширак был недоволен.
За свою жизнь Гавел получил множество наград, хотя среди них не было Нобелевской премии (за мир или за литературу), которой он так заслуживал. Но среди его наград особо примечательной была престижная германская премия «Квадрига», которую он получил в 2009 году, и вернул в начале этого года, когда получателем награды 2011 года был объявлен Владимир Путин.
Все дело было в старом отвращении к лицемерию. Когда он умер в воскресенье в возрасте 75 лет, он знал, что его наследие продолжает жить в ищущих свободы людях по всему миру, среди которых важное место занимают заключенные в тюрьму подписанты китайской Хартии 08, для которых он послужил вдохновляющим примером. День их освобождения уже грядет.