Есть два различия между двумя побережьями Атлантики: различная скорость рефлексов и различное осознание того, что внутренняя политика обусловлена международной динамикой. В среду, 11 января госсекретарь США Хиллари Клинтон отправила письмо лидеру украинской демократической оппозиции Юлии Тимошенко, полное сочувствия к душе оранжевой революции. Она осуждена на семь лет изоляции после политического процесса, во время которого права защиты систематически ущемлялись.
«Мы продолжим борьбу за Ваше освобождение и за свободу других членов оппозиции, а также за проведение справедливых выборов», - пишет в письме Клинтон. - «Соединенные Штаты разочарованы подтверждением приговора Апелляционным судом, уже не говоря о политизации вашего процесса и о последующем решении перевести вас в тюрьму подальше от Киева».
Глава американской дипломатии продолжает: «Я довольна, что Вы во всяком случае продолжаете бороться за европейскую интеграцию и хорошие отношения с соседними странами. Вашингтон всегда будет рядом с украинским народом в его борьбе за демократию».
Хотя политика администрации Обамы в Восточной и Центральной Европе до сих пор не может считаться удовлетворительной, следует признать способность Вашингтона оказывать своевременное давление на режим украинского президента Виктора Януковича. В предшествующий день распространилась новость о том, что было воспринято как покушение на жизнь Юлии Тимошенко. После того как лидер демократической оппозиции приняла лекарства против острого респираторного заболевания, она потеряла сознание на несколько часов. Тревожные крики ее соседки по камере и телекамера, установленная над кроватью Тимошенко, чтобы следить за ней днем и ночью, не привели ни к чему: с помощью не спешили.
Это тяжелый факт, который еще раз свидетельствует о рождении нового авторитарного режима в этом уголке Европы. Жаль только, что демократические ценности в Старом Свете защищают пусть на словах только Соединенные Штаты Америки. В тот же день Евросоюз продемонстрировал тревожные доказательства интеллектуальной двусмысленности и политического мазохизма.
Вместо того, чтобы объединиться вокруг послания Клинтон, Европейская комиссия сосредоточилась только на одном случае: дело касается Орбана, венгерского премьер-министра, которому, хоть он и заявлял не раз о том, что хочет вести диалог с Брюсселем, пригрозили беспрецедентными санкциями, если пакет противоречивых реформ, одобренных ультраконсервативным венгерским большинством (изменение Конституции, прямое назначение деятелей Центрального банка, пересмотр устройства средств массовой информации), не будет как можно скорее пересмотрен.
Поведение Европы по отношению к Орбану является еще одним доказательством того, что Евросоюз предпочитает заниматься соломинкой (относительной) в собственном глазу и не видеть бревна в другой европейской стране, не являющейся пока членом ЕС. А если бы проводилась более дальновидная политика по украинскому вопросу и в связи с случаем Тимошенко, то это дело должно было бы стать приоритетным в повестке дня Брюсселя.
Так как Украине прегражден путь в Европу, то она скатывается в сторону Евразийского союза Москвы. Этот проект по реинтеграции бывшего СССР, задуманный Россией Путина, направлен на возвращение ей роли мировой супердержавы, на снижение в глобальной конкуренции роли Европейского союза, рассматриваемого в качестве досадного соперника.
От оси Меркель-Саркози очередная уступка Путину
Проект ясен и очень настораживает. Вместо того, чтобы реагировать сплоченно и единодушно, Европейский союз предложил очередную помощь Кремлю в деле разделения Европы. Согласно проекту нового договора ЕС, предложенного осью Меркель-Саркози, из верхушки Евроландии будут исключены Великобритания и страны Центральной Европы, которые пока не пользуются единой валютой.
Согласно многим аналитикам, такое предложение является ошибочным, поскольку будут исключены страны с устойчивой экономикой, вроде Польши и Литвы. Если такой договор будет подтвержден, то он санкционирует образование Европы, движущейся с двумя различными скоростями, в которой законы будут диктоваться французско-немецкой осью: директория Каролингов, гегемон во все более разделенной и слабой Европе, особенно в международном плане.