Читательская полемика, разгоревшаяся вокруг нового сочинения Гюнтера Грасса (Günter Grass), едва ли не превосходит масштабами события, о которых поет служитель муз. Его стихотворение, опубликованное одновременно 4 изданиями в разных странах, безостановочно обсуждают главы государств и военачальники, известные журналисты и общественные деятели.
В чем же причина столь невероятного успеха поэтического произведения? Над этой загадкой завистливо бьются тысячи поэтов и прозаиков.
Может быть, дело в теме? Тема очень важна, это знает любой молодой автор. Кстати, самое первое литературное произведение в истории тоже посвящено войне, хотя даже Гомер при жизни едва ли удостоился такого внимания современников.
Но ничего нового Грасс читателю по этой теме не сообщает. Да, война это плохо. А ядерная война – это очень плохо. Да, если Израиль (ядерные запасы которого, по сообщениям зарубежной прессы, превосходят арсенал Англии и Франции вместе взятых) нападет на Иран с его центрифугами, это будет иметь катастрофические последствия не только для Ирана. Так считают многие и в самом Израиле, причем не только безбашенные пацифисты, но и кадровые генералы, известные своими воинственными взглядами.
Читайте также: В Германии критикуют и защищают Гюнтера Грасса
Широко обсуждались в прессе и такие зарифмованные Грассом проблемы, как продажа Германией Израилю подводных лодок, способных нести на борту нехорошее оружие, необходимость международного контроля над ядерными программами всех стран, что-нибудь у себя расщепляющих, право государства на защиту от другого государства, которое публично угрожает стереть его с карты. Что же такого нового сообщил стихотворец по этим актуальным вопросам?
Может быть, дело не в том «что», а в том «как»? Но и антисемитизм, даже высоко образованный, тоже не самое новое явление, «вредоносность» еврейского народа не впервые обсуждается публично. Один из предшественников Грасса даже не остановился на обсуждении и для решения проблемы основал войска СС, в которых поэт начинал в юности свою литературную карьеру. А другой Нобелевский лауреат, Ясир Арафат (Yasser Arafat), уже в наше время призывал к уничтожению евреев и активно действовал в этом направлении. Правда, Арафат получил Нобелевскую премию не за литературу, а за мир, это все-таки ближе к антисемитизму. Надо признать, что секрет успеха Грасса не в том, что Нобелевского лауреата слышно лучше, чем просто антисемита.
Еще одна загадка – цепная реакция высокопоставленных читателей. Ладно, можно понять отклик Махмуда Ахмадинежада (Mahmud Ahmadinedschad). Иранский народ, известный своими древними культурными традициями, всегда принимал художественную литературу близко к сердцу. Салмана Рушди (Salman Rushdie) один покойный читатель даже приговорил в сердцах к смертной казни. Понятно и молчание российских властей. После неприятностей с Пастернаком Кремль старается не столь активно участвовать в обсуждении творчества нобелевских лауреатов. Изящно ушли от полемики власти Германии, напомнив, что у них в стране не только свобода писать все, что вздумается, но и свобода не комментировать все, что напишется. А вот премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу (Benjamin Netanjahu) не сдержался и ответил стихотворцу в жанре «сам дурак».
Также по теме: МВД Израиля требует лишить Гюнтера Грасса Нобелевской премии
А министр внутренних дел Израиля Эли Ишай (Eli Jischai) пошел еще дальше премьера, запретив немецкому писателю въезд в страну. Сомнительно, чтобы лидер ультрарелигиозной партии ШАС когда-либо читал Грасса. Большинство его избирателей, не имеющих в домах телевизоров, не очень точно представляют даже, где находится Германия. Но кому, как не Ишаю, дипломированному раввину, известно, какое влияние оказывает книга на повседневную жизнь читателя. В прошлом году, например, глава МВД так увлекся чтением Книги книг, что отложил до окончания субботы борьбу с пожаром на горе Кармель, из-за чего сгорели сотни гектаров леса.
Итак, если секрет не в теме второй свежести, не в статусе одного из многих нобелевских лауреатов и не в нравственной позиции, собирающей под свои знамена толпы бритоголовых, то в чем же он, читатель? Неужели в жанре? Неужели в его неожиданном, новаторском применении?
Ну не выдерживает поэтическое произведение политической нагрузки, трещит по швам и этим треском притягивает к себе внимание тех, кто его замечает. То есть – всех. Нельзя в стихотворении заявить. Для этого существует жанр заявления. Но не прочитать заявление, сделанное в поэтической форме, пусть даже и не гекзаметром, пусть даже и не в рифму, – невозможно.
Вот назидание политикам и общественным деятелям! Хочешь, чтобы тебя услышали, рифмуй, танцуй, рисуй! Убедительность Нетаниягу, бьющего антииранскую чечетку, будут обсуждать на всех каналах. Карикатуру Ахмадинежада на пророка Обаму (Barack Obama) опубликуют все газеты. Антиизраильский водевиль с Пан Ги Муном (Ban Ki-moon) в главной роли вызовет цунами рецензий.
Правда, есть опасность, что произведения этих авторов могут не быть замечены в силу своей, как бы это выразиться, неталантливости. С другой стороны, ведь Гюнтеру Грассу это не помешало.