Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Звезды: из нашей жизни исчезает главное волшебство

© ESO/INAF-VST/OmegaCAM/A. Fujii/Digitized Sky Survey 2Молодое скопление галактик Abell 2151 в созвездии Геркулеса
Молодое скопление галактик Abell 2151 в созвездии Геркулеса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правительство призывает местные органы самоуправления к сокращению уровня светового загрязнения, но планы по отключению уличных фонарей в определенное время ночи не пользуются популярностью среди населения. Наш страх темноты более примитивен, чем наша любовь к звездам. Тем временем, с каждой лампочкой, оставленной включенной на Земле, исчезает звездный свет - а значит, из нашего серого мира уходит и толика волшебства.

Мы теряем вид на небеса. Половина населения Великобритании может видеть лишь часть звезд на ночном небе - настолько на него влияет световое загрязнение. Результаты «ежегодного подсчета звезд», опубликованные на этой неделе, - это огромный шаг назад для всего человечества. Многие современные дети никогда не увидят Млечный Путь, кроме как на обертке шоколадки.

Больше половины из тысячи людей, принявших участие в опросе, не смогли увидеть более десяти  световых точек в «усыпанном» звездами созвездии Ориона. Один из десяти смог увидеть от 21 до 30 звезд, и лишь 2% опрошенных удалось застать настолько темное небо, что они смогли различить более 31 звезды. В ярко освещённом Лондоне Орион является одним из самых видимых созвездий, но все равно увидеть что-то большее, чем его «ногу» и «плечи», удается редко.  Иногда, если повезет, можно заметить сияющий фрагмент его «пояса».
 
Для городских жителей небо – единственный элемент дикой природы. Наблюдение за Луной и звездами без помощи телескопов является одним из нескольких естественных, перобытных способов времяпрепровождения и одной из тех вещей, которая объединяет совершенно разных людей. Звезды эгалитарны по своей природе: они одинаково прекрасны, если на них глядеть из окна муниципального здания или блестящего небоскреба. Они заставляют нас почувствовать себя не только смиренно незначительными, но и являются важнейшей частью нашей общей идентичности  - идентичности обитателей одной планеты, что особенно остро можно прочувствовать в развивающемся мире. В аграрной Африке полосы Млечного Пути образуют опьяняющий высокий купол. Многие африканские культуры верят, что звезды являются далекими кострами других народов. Поэт викторианской эпохи Джерард Мэнли Хопкинс (Gerard Manley Hopkins) также разглядел «огненный народ» в этих пучках света.

Основы элементов человеческого тела находятся в космической пыли. Как поет Моби (Moby) и считают некоторые ученые, «мы все сделаны из звезд» (We Are All Made of Stars). Стоя в древней обсерватории в Мачу-Пикчу, «Храме Солнца», в котором определяются точки равноденствия, ощущаешь такое же космическое дежавю, как и в Стоунхендже во время летнего солнцестояния, когда ждешь, когда солнечные лучи дотронутся до Пяточного камня.

Звезды великолепны и в малонаселенных районах Великобритании. Ежегодно в августе метеоритный дождь Персеиды заполняет наши небеса крошечными  стремительными частичками, отколовшимися от  кометы. Мы называем их падающими звездами, и несутся они иногда со скоростью до 100 км/ч. Это потрясающее и бесплатное зрелище, с которым неоновый свет явно не может соревноваться.

Однажды я брала интервью у сэра Патрика Мура (Patrick Moore) в его домашней обсерватории в Сесли, в Западном Сассексе. Это была длинная, затуманенная виски ночь, когда мы смотрели, как всходили и исчезали звезды, а также изучали Море Спокойствия на Луне. Не могу сказать, что после этого я поняла больше о звездном нуклеосинтезе, но было невозможно не заметить истинную поэтичность звезд. Даже от их названий – Центавр и Волк (Lupus), Скорпион и Корона, Персей и Андромеда – веет каким-то древним волшебством, таящим в себе истории.

Дети восхищаются звездами отчасти потому, что они относятся к миру, который взрослые не полностью понимают, и это дает простор фантазии.  Если световое загрязнение окружающей среды останется бесконтрольным, то именно городские дети пострадают больше всего.

Для городских детей природа почти уничтожена урбанизированной средой. В их жизни есть лишь немного природных чудес. В их  число входят не только звезды, но и пространство между ними – темнота. 

Нарушается также наш режим сна, сбиваются биологические ритмы, а наполненная стрессом городская жизнь становится еще более напряженной из-за яркого уличного освещения. Связь между ночным светом и пониженным содержанием гормона мелатонина, который, в свою очередь, влияет на уровень эстрогена, может являться фактором риска для развития рака груди. Датское правительство теперь выплачивает компенсацию некоторым работникам ночных смен, у которых развился рак груди.

Правительство призывает местные органы самоуправления к сокращению уровня светового загрязнения, но планы по отключению уличных фонарей в определенное время ночи не пользуются популярностью среди населения. Наш страх темноты более примитивен, чем наша любовь к звездам или потребность в абсолютной темени. В нашем не любящем риски и изъеденном преступностью мире первобытность неба становится потерянным рубежом.

Тем временем, с каждой лампочкой, оставленной включенной на Земле,  исчезает звездный свет - а значит, из нашего серого мира уходит и толика волшебства.