В 2009 году у меня появилась возможность посетить Албанию по приглашению университетов городов Влера и Тирана. От этого визита у меня остались на редкость позитивные впечатления. Чувствовалось,что страна выходит из довольно хаотического в политическом плане периода и предпринимает большие усилия по модернизации во всех областях. Действительно, не будем забывать, что среди так называемых стран народной демократии она была самой закрытой и неподдающейся внешнему влиянию.
Почти везде, в том числе и вне академической среды, знание итальянского языка очень распространено. В магазинах, где мне случалось спрашивать о чем-нибудь на английском языке, улыбающиеся и явно доброжелательно расположенные ко мне продавцы отвечали на итальянском. Наш атташе по культуре при итальянском консульстве во Влере мне подтвердил, что итальянский язык, действительно, более распространен, чем английский. Это для нас необычно, потому что мы привыкли думать, что наш язык отныне стал второстепенным.
Никаких признаков мусульманского фундаментализма я не заметил, хотя и известно, что 70% населения — мусульмане. Очень немногие жещины, в основном пожилые, носили платки. А хранитель главной мечети в Тиране принял меня безо всяких проблем и показал все уголки здания. Следовало только снять обувь, что само собой разумеется.
Недавнее коммунистическое прошлое тоже не вызывало драматических переживаний. Мой коллега из университета Влеры привел меня на бывшую секретную военную базу и показал несколько заржавевших подводных лодок, восходящих к последней фазе режима, завязавшего дружбу с Китаем. Он, смеясь, заметил, что именно там были расположены ракеты, нацеленные на Италию. Действительно, Влера находится на расстоянии ружейного выстрела от Апулии, достаточно дождаться вечера, чтобы увидеть невооруженным глазом огни Отранто.
Сейчас я узнаю, что и в Албании исламский фундаментализм очень быстро укрепился в последнее время. Показателем этого процесса стала реакция на объявление самого большого издательства Тираны о том, что оно приобрело права на публикацию знаменитой книги «Сатанинские стихи» иранского писателя Салмана Рушди. За эту книгу аятолла Хомейни публично проклял Рушди в своей фетве.
Роман еще далек от реальной публикации, но после этого простого объявления основные албанские исламские лидеры тут же отреагировали, заявив,что как только книга будет напечатана и поступит в продажу, они не смогут гарантировать общественный порядок и предотвратить экстремистские выходки их самых фанатичных последователей.
Но есть и еще кое-что. Вышеназванное издательство возглавляет женщина Арлинда Дудай (Arlinda Dudaj), и этот факт вызвал взрыв оскорблений в ее адрес в албанских сайтах Интернета. Часто они анонимные, причем обвинения в богохульстве сопровождаются тяжелыми комментариями по поводу пола Дудай. Это не только богохульство! Как могла себе позволить женщина выдвинуть подобную инициативу? В Саудовской Аравии ей бы не позволили водить автомобиль, в Афганистане она должна бы была носить паранджу. Признаться, я не мог предположить такого взрыва фанатизма, когда совсем недавно был с визитом в стране.
Подобные факты вызывают тревогу и наводят на размышления. Албания расположена в двух шагах от наших южных берегов и, также как и Турция, хочет присоединиться к Европейскому союзу. Страна, которую я видел, имела бы на это полное право, но страна, в которой происходят подобные вспышки фанатизма, конечно, лишается этого права. Можно ответить, что нужно подождать, чтобы понять, сможет ли светская и умеренная Албания изолировать экстремистов. Тем не менее, недавние события столь восхваляемой «арабской весны» вызывают вполе обоснованный пессимизм.
Это факт, что в последние годы ЕС и США почти ничего не сделали для сдерживания исламского фундаментализма. Во имя абстрактной идеи демократии американцы и европейцы предоставили их судьбе более или менее диктаторские правительства, которые давали гарантии против распространения радикализма. При этом они вообще не имели идеи о том, что случится «потом».
В результате мы не знаем, что нас ждет в ближайшем будущем. Только растущая нестабильность или неудержимое распространение фундаментализма? Может быть, и то и другое. Нужно не забывать, что Албания по своему географическому положению -европейская страна, как и Босния, и Косово. Соединенные Штаты далеко, и их нынешняя администрация, кажется, не имеет ясных идей (кроме вывода войск из Афганистана, так напоминающего вывод советских войск). Но Европа не может позволить себе не отдавать отчета в ситуации хотя бы из-за территориальной близости.