БРЮССЕЛЬ – Как заявил в субботу европейский комиссар по экономике Олли Рен (Olli Rehn), Евросоюзу требуется «Европейское инвестиционное соглашение», которое сможет способствовать росту в регионе за счет увеличения государственных капиталовложений и поиска способов дальнейшего использования частного финансирования инвестиционных проектов.
Рен предложил ряд мер, которые можно было бы использовать для стимулирования инвестиций, в том числе использование бюджетных фондов ЕС в качестве гарантии выдачи кредитов небольшим фирмам, поощрение стран к увеличению государственных капиталовложений путем предоставления им налоговых льгот, а также увеличение потенциала Европейского инвестиционного банка, являющегося финансовым рычагом ЕС.
Выступая в Брюсселе, Рен также заявил, что фискальное законодательство ЕС не является «смирительной рубашкой» и что Еврокомиссия, исполнительный орган ЕС, предоставляет чиновникам «значительную свободу мнений» в токовании этих законов. Он также подчеркнул роль автоматических мер, оказывающих стабилизирующее влияние, которые предусматривают повышение расходов и сокращение доходов в условиях экономического спада.
На фоне усиливающихся в Брюсселе дебатов появились комментарии в отношении того, нужно ли делать фискальные законы более гибкими с учетом того, что в условиях жесткой экономии многие страны еще больше погружаются в кризис.
По словам Рена, европейская экономика в настоящее время характеризуется весьма разнящимися показателями: результаты экономической деятельности ведущих северных стран достаточно высоки, и в то же время многие страны ЕС испытывают «жестокий кризис и страдают от растущей безработицы».
По его словам, настало время, когда политики ЕС должны «перейти от слов к делу» и принять меры, стимулирующие экономический рост.
«Времени на передышку нет», - сказал он.
Рен предложил перечень мер по стимулированию экономического роста.
Он сказал, что в определенных условиях дополнительные государственные инвестиции в странах с экономикой перепроизводства «могли бы пойти на пользу и способствовать сокращению макроэкономического дисбаланса».
Итальянский премьер-министр Марио Монти – один из тех, кто недавно предложил не учитывать определенные виды инвестиционных расходов при подсчете планируемых налоговых поступлений на территории ЕС.
По словам Рена, страны-члены комиссии надеются на увеличение капитала Европейского инвестиционного банка, что позволит повысить его кредитоспособность.
Рен добавил, что комиссия в настоящее время изучает вопрос, использовать ли бюджетные фонды ЕС, служащие гарантией финансирования небольших фирм, для компенсации высоких ставок кредитования. Рен также сказал, что странам-членам ЕС необходимо принять дальнейшие меры по совершенствованию системы управления экономикой и деятельности соответствующих организаций.
Он вновь повторил, что облигации еврозоны – как вид совместных государственных доходов от налогов - смогли бы сыграть свою роль, но они «должны быть неразрывно связаны со значительно усиленными мерами по координации контроля и политики в налогово-бюджетной сфере».
В ходе нарастающих дебатов о жестких экономических мерах Рен вновь отметил первостепенное значение фискальной консолидации, которую необходимо обеспечивать методами, «предусматривающими экономический рост на основе принципа избирательности».
«Вопреки распространяемому некоторыми политиками и учеными мужами ложному и дезориентирующему мнению о том, что фискальная система ЕС вынуждает все входящие в его состав страны втиснуться в универсальные рамки – своего рода общую и единую смирительную рубашку, Пакт стабильности и роста – документ разумный», - сказал он.
По его словам, фискальное законодательство ориентировано на «среднесрочное» стабильное развитие и предусматривает дифференцированный подход для разных стран-членов ЕС.
Что касается применения свода фискальных законов, он предусматривает «существенную степень свободы мнений на основе экономического анализа и соблюдения правовых норм».