Как и предполагалось, он выиграл этот приз. Жесткий фильм австрийца Михаэля Ханеке (Michael Haneke) представляет собой хронику любви во время болезни вплоть до самого экстремального конца, до освобождающей от страданий смерти.
По прошествии четырех лет после «Гоморры» итальянец Маттео Гарроне вторично получает признание - Большой приз. Председатель жюри фестиваля Нанни Моретти сказал множество похвальных слов: «Многие члены жюри, как и я, были поражены смесью юмора и драмы, игрой главного героя и игрой актрисы в роли его жены, той огромной любовью, которую проявляет режиссер по отношению к своим актерам, способностью обновить традицию комедии в итальянском стиле.
«От фрески Гарроне, написанной с милосердием того, кто предпочитает скорее понимать, чем судить, слушать, а не обвинять, веет Италией страдающей, которая десятилетиями была подмята коммерческим кино, обеднена культурным вакуумом. Вдохновляющие модели предлагает только телевидение вместе с мечтой улучшить собственное существование, выиграв соревнование в игре. Фильм мог угодить в ловушку, он мог оказаться патерналистским или назидательным, но он избежал этого», - продолжает Моретти. Надо всем возобладала человечность существа дела, чего не хватало другим фильмам, представленным на конкурс. Моретти говорит, что ему пришли в голову слова Эдуардо Де Филиппо: «Тот, кто ищет стиль, находит гибель, кто ищет жизнь, находит стиль». Во второй раз - после приза «Золотой медведь», присужденного фильму «Цезарь должен умереть» Тавиани, случается так, что на международном фестивале получают признание актеры, которые были осуждены на тюремное заключение. В команде празднующих победу итальянцев вчера вечером не было действующего лица «Reality» Аньелло Арена, так как он находится в тюрьме в Вольтерре.
Читайте также: Конкурсный показ Каннского фестиваля завершился фильмом «Мад»
Присуждение премий яростно обсуждалось, ни одна из них не была присуждена единодушно, и вчера вечером по поводу некоторых решений было много оживленных споров. Не случайно, Моретти особо подчеркнул, что присуждению приза «Золотая пальмовая ветвь» предшествовало специальное признание работы актеров, и, действительно, на сцену вместе с режиссером вышли Жан Луи Трентиньян и Эммануэле Рива, чтобы присутствовать при аплодисментах, которые партер, стоя, подарил кинодеятелям. Многие считают, что им должны были быть присуждены премии за актерскую игру. «Я благодарен моей жене, которая меня поддерживает в течение тридцати лет. Фильм иллюстрирует обещания, которые мы дали друг другу на случай, если окажемся в ситуации подобной той, в которой очутились два моих героя», - сказал Ханеке по поводу эвтаназии. Не все были согласны с решением, из партера раздавался свист при объявлении о присуждении премии фильму «Reality», но самая спорная премия касается приза победителю в категории «лучший режиссер» Карлосу Рейгадасу. Автор комментирует: «Спасибо жюри за свободу, с которой оно присудило мне премию; публике, которая пойдет смотреть мой фильм; и СМИ, которые, не переставая, критиковали меня со дня первого показа». Моретти объясняет: «Не знаю, как критика судила о фильме. Скажем, что, как это происходило в других случаях, была часть жюри, которую поразила новизна языка и храбрость, с которой режиссер пошел на риск, но была и другая часть жюри, которая не прониклась смыслами фильма». Мы признательны Кену Лоучу (Ken Loach), который остался верен себе и со сцены фестиваля посвятил свою премию за фильм «Доля ангелов» жертвам экономического кризиса: «Я хотел бы выразить солидарность со всеми теми, кто в этот период, характеризующийся особо тяжелыми условиями, стойко держится и продолжают идти вперед». Мэд Миккелсен, действующее лицо фильма «Jagten», который повествует о напряженной и жизнеутверждающей истории человека, несправедливо обвиненного в педофилии, получил много аплодисментов, что его растрогало. «Напряжение, которое не оставляет нас на протяжении всего фильма, - это заслуга как режисера, так и актера», - говорит председатель жюри Моретти. Удивлены и взволнованы были обе актрисы, получившие премии за сыгранные роли в фильме «За холмами». Это - история лесбийской любви Кристиана Мунджу (Cristian Mingiu), победителя фестиваля за лучшую постановку: «Извините, мы только что прилетели, спасибо Мунджу за его смелость, мы всем ему обязаны».
Также по теме: Каннский фестиваль будет «оглушительным и тихим»
Американцы, как это часто случается на фестивалях, остаются с пустыми руками, несмотря на значительное участие фильмов и звезд. Это - обычное наказание для кино, которое не получает премий, но зато побеждает в кассовых сборах? «Множество фильмов жюри не приняло на рассмотрение, мне кажется 16… Когда я думаю об отобранных американских фильмах, то предполагаю, что, возможно, дела обернулись бы к лучшему, если бы эти фильмы не были такими гладкими и лакированными, а более грубыми и жизненными. Во всяком случае я не против блеска и не следую мифу о низкой стоимости», - парирует Моретти.
Французы тоже ничего не выиграли, но 2012 год стал их годом, и это хорошо: «Мы предприняли огромные усилия, чтобы представить все жанры и быть беспристрастными». Для победителей, начиная с Маттео Гарроне и группы Фанданго, возглавляемой продюсером Доменико Прокаччи, праздничный вечер продолжается в шатре «Агора», а потом - на пляже Мажестик. По поводу премий и самого 65-го по счету Каннского фестиваля будут еще споры, а вердикт - доказательство трудного сосуществования между различными душами кинофестиваля, любителями кино и не только. Во всяком случае, Нанни сыграл в этом ключевую роль.