Когда генеральный директор МВФ Кристин Лагард (Christine Lagarde) заявила, что ее больше волнует нищета нигерийских детей, нежели головокружительное падение уровня жизни греков, она тем самым хотела подчеркнуть относительность тяжести выпавших на долю Греции испытаний. Тем не менее, ее слова попросту не могут не вызвать целую бурю протестов в стране, которую и так со всех сторон пытаются заклеймить позором.
В действительности такое отношение напоминает козла отпущения. Разумеется, мы не пытаемся отрицать предпринятые европейцами (за значимым исключением Великобритании) усилия для помощи оказавшимся в затруднительном положении странам, таким как Греция, которая получает помощь почти в 150 миллиардов евро (половина суммы уже была перечислена).
Но можно ли продолжать вести себя так, словно одна лишь Греция несет на себе всю ответственность за сложившуюся в Европе ситуацию? Я говорю, что нельзя!
Не стоит слишком быстро вычеркивать из памяти разрушительную роль системного банковского кризиса, который перешел Атлантический океан и надолго дестабилизировал европейские страны. Дело в том, что именно этот кризис частной задолженности привел к кризису с государственными долгами, а не наоборот, как это иногда пытаются нам представить.
Вспомните и о том, что греческий кризис представляет собой отражение слабости европейской структуры и говорит нам о попустительстве европейских политиков, которые не потрудились рассказать своим избирателям не только преимущества, но и ограничения после введения единой валюты:
1. Если мы кладем деньги в одну корзину, нужно по крайней мере договориться о том, что делать с доходами и расходами. А на деле правительства не стали соблюдать коллективную дисциплину. В 2005 году Франция и Германия добились отказа от Пакта стабильности, который был призван обеспечить баланс государственных финансов в странах еврозоны.
2. Греция, конечно, сжульничала, когда сокрыла дефицит бюджета (здесь она, кстати говоря, придерживалась советов крупного американского банка), но кого, по сути, ей удалось обмануть? Никого. Давайте не будем лицемерить.
3. Тройке (Еврокомиссия, Европейский Центробанк и МВФ), которая сейчас диктует греческому правительству меры по противодействию кризису, стоило бы постараться эффективнее распределить коллективные усилия. Разве нормально, что православная церковь (один из крупнейших в стране владельцев недвижимости) и судовладельцы, которые обладают первым в мире торговым флотом, остаются в стороне?
4. Наконец, Европейскому Союзу нужно самому подать пример борьбы с налоговым мошенничеством. Что делает ЕС и его государства-члены для противодействия колоссальных масштабов жульничеству с НДС, которое обходится честным европейским налогоплательщикам более чем в 120 миллиардов евро (эквивалент всего бюджета Евросоюза).
Если мы без конца обрушиваем громы и молнии на голову греков, не стоит удивляться тому, что на последних парламентских выборах они повернулись в сторону праворадикальных партий, одна из которых (невероятно, но факт!) открыто называет себя неонацистской.
17 июня греки вновь пойдут на избирательные участки. Если мы не хотим, чтобы они избрал неуправляемое большинство, давайте уважать этот народ, которому мы обязаны столь многим, в том числе и самим названием Европы!