Может быть, дело и не стоит на месте, но внешне все выглядит именно так. Прошедший недавно в Санкт-Петербурге саммит Россия-ЕС был наполнен традиционными заявлениями о необходимости «тесно сотрудничать». Тем не менее, Владимир Путин и президенты Европейского совета и Европейской комиссии Херман Ван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу составили список существующих между сторонами разногласий и препятствий, которые нужно преодолеть, но пока не представляется возможным.
Так, например, работа по экономическому пакту между Москвой и Брюсселем до сих пор находится в тупике после четырех лет переговоров. Это соглашение должно прийти на смену подписанному в 1997 году десятилетнему договору о партнерстве (после истечения срока действия он продлевается каждый год), который заложил основы отношений Евросоюза и России. Итоги его существования можно назвать неоднозначными, потому что сближение российского законодательства с европейским коснулось преимущественно норм и сертификации, конкурентного права и интеллектуальной собственности. Вступление России в этом году во Всемирную торговую организацию, скорее всего, даст гораздо более сильный толчок развитию торговых отношений между двумя блоками.
Читайте также: Как партнерство США и России подрывает здоровую антинаркотическую политику
Разные подходы
По мнению лидеров Евросоюза, новое соглашение должно привести к либерализации российского энергетического сектора, который обеспечивает четверть всего европейского спроса на углеводороды. Тем не менее, Москва не согласна обеспечить прозрачность и полную свободу инвестиций в этой отрасли, которая имеет для нее тем более стратегическое значение, что дает почти половину всех экспортных поступлений.
В подтверждение существующей напряженности, Владимир Путин призвал освободить отношения с Европейским Союзом от стереотипов и холодно подчеркнул, что «существующие визовые барьеры – это тормоз для развития гуманитарных контактов и развития экономики». Москва уже не первый год твердит о необходимости отмены виз, на что ЕС неизменно отвечает отказом, так как опасается нелегальной иммиграции с постсоветского пространства. Владимир Путин рассказал о том, как поехавшим с ним Париж журналистам выдали визу всего на один день, и ее срок истек… прямо во время его совместной пресс-конференции с Франсуа Олландом. «И что, нужно было встать и уехать?» - спросил он, на что невозмутимый Жозе Мануэл Баррозу ответил, что устранение препятствий для свободного передвижения людей - это их «общая цель».
Кроме того, как подчеркнул Херман Ван Ромпей, Москва и Брюссель стремятся избежать возникновения гражданской войны в Сирии. Он призвал обе стороны «объединить для этого их усилия», хотя и признал, что они придерживаются «разных подходов», так как Россия неизменно блокирует все западные проекты санкций против Дамаска.