Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
От «Цивилизации» до Большого брата: как компьютерная игра воспроизвела сюжет оруэлловского романа «1984»

Оказывается, если играть в Civilization II достаточно долго, мир будет выглядеть точь-в-точь как в «1984» Оруэлла. Совпадение?

© Фото : Reddit user LyceriusСкриншот игры «Цивилизация II»
Скриншот игры «Цивилизация II»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если вы хоть раз подходили к компьютеру за последние 20 лет, то наверняка знакомы с одной из из многочисленных версий игры «Цивилизация» от студии Сида Мейера. Однако, вряд ли вы посвятили этой игре столько своей жизни, сколько один из участников онлайн-форума Reddit.

Если вы хоть раз подходили к компьютеру за последние 20 лет, то, скорее всего, провели возмутительно много времени за одной из многочисленных версий игры «Цивилизация» от студии Сида Мейера. Однако вряд ли вы посвятили этой игре столько своей жизни, сколько один из участников онлайн-форума Reddit, выступающий под именем Lycerius. Он (наверняка же это он!) выступил со следующим сногсшибательным заявлением:

«Я играю в одну и ту же партию «Цивилизации» уже 10 лет. Хотя она давно устарела, я увлекся именно этой версией – ведь когда вышла Civilization III, я уже продвинулся в своей игре в далекое будущее. Я подумал, что было бы интересно посмотреть, как долго вообще можно играть в эту игру и каковы будут последствия».

На всякий случай, если вы вдруг оказались одним из тех немногих, кто не играл в «Цивилизацию», и не понимаете всей притягательности поста Lycerius, вот вам короткая справка.

Civilization – это игра, в которой, как нетрудно догадаться из ее названия, вы можете построить собственную цивилизацию. Вы начинаете в 4000 году до рождества Христова в малюсенькой деревушке, которую постепенно расширяете при помощи сельского хозяйства, строительства зданий типа библиотеки (чтобы можно было развивать технологии) и формирования армий, которые будут захватывать для вас новые территории. Игра весьма привязчива, имеет примитивно-образовательную ценность, и большинство здравомыслящих людей перестали в нее играть примерно в 1997 году (как в игровом времени, так и в реальном) - после того, как построили космический корабль и долетели до Альфа Центавры.

Но не Lycerius. Он играет уже две с лишним тысячи лет – хотя он утверждает, что не играет в «Цивилизацию-2» непрерывно («Разумеется, у меня есть другие игры, да и нормальная жизнь тоже…»). И в то же время, как быстро становится ясно из последующих записей, если вы их дочитаете (что я настоятельно рекомендую сделать) - даже если бы Lycerius посвятил игре в «Цивилизацию-2» все свое время, оно не было бы потеряно. Результаты поражают воображение. Автор подытоживает свой опыт:

- Мир превратился в адский кошмар, полный страданий и разрушений.

- В 3991 году нашей эры на карте - три сверхдержавы, сражающиеся за скудные ресурсы, которых осталось совсем мало после бесчисленных ядерных войн, превративших большую часть поверхности планеты в пустыни, непригодные для жизни.

Соперничество между этносом под руководством Lycerius (кельты) и двумя его врагами - викингами и американцами - превратилось в бесконечную войну:

«Слышали про Столетнюю войну? А как вам война длиной в 1700 лет? В течение почти двух тысячелетий три выживших нации ведут войну не на жизнь, а на смерть. Заключение мира кажется невозможным. Каждый раз, когда страны подписывают перемирие, буквально на следующий ход викинги вероломно нападают либо на меня, либо на американцев, часто - с применением ядерного оружия».

Но это, как объясняет Lycerius, еще не самое худшее:

«Я хотел сохранить демократический строй, но сенат каждый раз блокировал мое решение объявить войну раньше, чем это сделают викинги. Из-за этого мое нападение задерживалось и срывались все планы атак. А викинги, разумеется, нападали регулярно, как по часам. Кстати, внутренняя политика – это то, по чему я скучаю в следующих версиях "Цивилизации". В общем, от демократии пришлось отказаться примерно тысячу лет назад, потому что из-за нее моя империя была в опасности. Конечно, теперь мой народ меня ненавидит, и время от времени в сердце империи происходят массовые восстания партизан (варвары из ранних стадий игры), которые оттягивает силы с фронта».

Ой.

Надо полагать, что вы либо задумались, зачем я вам об этом рассказываю в разделе сайта, посвященном книгам, либо узнали сценарий, описанный Lycerius. Попробую объяснить. Как заметил один из комментаторов: «От параллелей с «1984» - просто мороз по коже».

Похоже, Lycerius случайно воспроизвел описанное в романе-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Другой комментатор с сайта Reddit написал: «Прямые параллели с "1984" - три сверхдержавы; «коммунистическое» правительство, при котором технологии развиты до предела (конец древесине!); восстания варваров, непрерывно подавляемые тоталитарным режимом; ядерная война, в ходе которой большинство пахотных земель было уничтожено; непрерывное заключение и нарушение соглашений между тремя сверхдержавами; война, кажущаяся бесконечной; вездесущий и всезнающий правитель, принимающий решения за всю нацию…»

Война – это мир. Как заключает автор этой проницательной записи, «Сид Мейер был дотошным сукиным сыном».

Трудно отказаться от мысли, что игра запрограммирована таким образом, чтобы в какой-то момент воспроизвести фабулу «1984», хотя мне больше нравится другая мысль, высказанная на форуме: «Похоже, Джордж Оруэлл умел путешествовать во времени, и проводил все свое время в будущем - за игрой во вторую "Цивилизацию"». Видимо, он вовсе не прятался на острове в Шотландии.

Однако, меня пугает другое. Может быть, движок «Цивилизации-2» на нейтральной позиции. Может быть, он просто показывает нам то, что видит сам. Если человечество окажется в условиях, когда ресурсы ограничены, наступило глобальное потепление, и можно много раз подряд взорвать себя - оруэлловский сценарий попросту неизбежен. Этой перспективы достаточно, чтобы отвернуться от общества, запереться в комнате и провести остаток дней до неминуемого коллапса цивилизации за компьютерными играми…