В воскресенье вечером мы, вероятно, увидели то, как Греция и Испания смогли избежать катастрофы.
Подавляющее большинство греков всегда считали, что будущее их страны тесно связано с Европой. Кроме того, подобную точку зрения разделяли все основные из участвовавших в выборах партий, - от «Новой демократии» до Коалиции радикальных левых (СИРИЗА).
Тем не менее, говоря о необходимости сближения с Европой без учета реалий и требований нынешнего кризиса, лидер СИРИЗА Алексис Ципрас создал серьезное противоречие, которое является неотъемлемой частью текущей ситуации.
В стране свирепствует массовая безработица (она затронула, в частности, половину молодежи), последние несколько недель Греция каждый день теряет 800 миллионов евро, а 10% самых богатых граждан еще год назад начали перебираться за границу… Легко понять, почему риторика СИРИЗА покорила сердца стольких греков.
Совсем не удивительно и то, что вся молодежь поддержала радикальных левых из СИРИЗА, причем гораздо активнее, чем в первом туре. Тем не менее, если бы эта партия финишировала первой, она столкнулась бы с жестким «нет» со стороны Германии, что могло завести ситуацию в тупик и поставило бы под угрозу всю европейскую экономику.
Отдав (пусть и незначительное) предпочтение «Новой демократии», греки смогли отдалить катастрофический сценарий.
Разумеется, Греции еще предстоит проделать долгий и трудный путь, но она, наконец, пришла к выводу, что быть частью Европейского Союза означает делать все необходимое, чтобы остаться в нем.
Все это, конечно, не обойдется без новых протестов и массовых демонстраций, и новой коалиции будет необходимо сохранить хладнокровие в подобных условиях.
Последнее, что нужно Европе и Греции, это новая череда выборов и неопределенность. Мы все хотим, чтобы де факто сформированное всего за несколько часов правительство начало эффективно работать и заняло достойное место на международной арене.
Если им удастся сохранить этот курс, я надеюсь на полное содействие со стороны Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, которые поддержат усилия нового правительства Греции.
Тем не менее, одной лишь (пусть даже и воодушевленной) поддержки Берлина и Парижа будет недостаточно. Дело в том, что большинство греческих избирателей решили отступить, чтобы не допустить катастрофы, казавшей неизбежной.
Я - не большой фанат футбола, но что-то подтолкнуло меня посмотреть в прошлые выходные матч против России. Это было, как противоядие, которое ввели в нужный момент, чтобы спасти нас от «еврогеддона» и вернуть отчаявшейся стране столь необходимую надежду.
Не знаю, повлияла ли хоть как-то футбольная победа на греческий электорат. Как бы то ни было, в одном можно быть уверенным: нам всем нужно поддержать Грецию.